В 2012 году Эдуард Чаров продал свою комнату в Екатеринбурге и купил дом в деревне Савиново, где на собственные средства стал содержать приют для бездомных, больных и пожилых людей. К вере Эдуард пришел после перенесенной в 34 года клинической смерти. Он вступил в Церковь христиан веры евангельской пятидесятников, одно из самых многочисленных направлений в протестантизме, и принял сан священника. Со временем от церкви отошел. Сегодня Чарову 53 года, он не причисляет себя ни к одному из учений, но остается глубоко верующим христианином и продолжает проповедовать.
Эдуард Чаров всегда открыто высказывался против «специальной военной операции», а во время мобилизации 2022 года прятал у себя призывников. Власти уже штрафовали его за «дискредитацию» армии РФ. А в январе 2024 года возбудили уголовное дело об оправдании терроризма из-за комментария в соцсетях. Теперь ему грозит срок от пяти до семи лет лишения свободы. У Чарова инвалидность третьей группы, сейчас он находится в больнице из-за резко ухудшающегося состояния здоровья.
Приют
Крошечная деревня Савиново находится в 30 километрах от города Красноуфимска. На единственной улице занесенная снегом детская площадка: самодельные качели, лавочки, деревянный домик. Над входной аркой висит памятная табличка «Детская площадка имени Вовы Чарова».
«Это сын Эдика от первой жены. Он умер от болезни сердца в 28 лет, — поясняет Инна, супруга Эдуарда. — Они с отцом начинали строить эту площадку вместе, потом уже подключились соседи».
Инна, светловолосая женщина средних лет, распахивает перед нами металлические ворота и приглашает в дом. Перед нами крытый проход, ограниченный с двух сторон заборами, слева высится поленница, справа — сарай, в котором хозяйка держит двух коз и нескольких кур. В проходе стоят инвалидное кресло и самодельная мототележка. Бетонный пол усыпан сеном.
«Выжить в деревне гораздо проще. Козы дают молоко, куры — яйца, а огород — овощи, да и цены здесь в магазинах ниже. В городе нам было бы труднее помогать людям, — говорит Инна. — Сама я выросла в городе, поэтому здесь пришлось учиться всему с нуля: и за животными ухаживать, и огород обрабатывать, и заготовки делать. Всему этому меня Эдик научил».
Мы заходим в двухэтажный дом, обшитый панелями ДСП. На первом этаже — приют, на втором живут Чаровы. Дом отапливается дровами, на них же готовят еду.
Помещение приюта разделено перегородкой на мужскую и женскую половины, в каждой несколько самодельных кроватей с чистым постельным бельем. На стенах — иконы и полки с книгами, в основном религиозного содержания. Ближе ко входу — общая зона: длинный обеденный стол, шкафчики с посудой, умывальник, на стене висит телевизор. Сейчас в приюте трое мужчин и одна женщина, которая живет в отдельном домике: из-за ментальных особенностей ей сложно находиться в обществе других людей.
«Бездомные к нам либо приходят сами, либо их родственники приводят, либо привозят сотрудники соцзащиты. Делают они это негласно, просто знают, что мы тут помогаем всем. Соцработникам зачастую не хочется возиться с больными или пьющими людьми, тем более без документов, — объясняет Инна. — Мы даем кров, помогаем восстанавливать документы, оформлять пенсию и инвалидность, а при необходимости отвозим в больницу на лечение. Вот Николаю, одному из наших нынешних постояльцев, недавно сделали операцию на мочевом пузыре. Мы покупаем ему лекарства и помогаем с реабилитацией. Многим у нас становится легче. Здесь намоленное место».
Каждый человек может находиться в приюте сколько пожелает и уйти в любой момент. Постояльцев ждут постель, трехразовое питание и необходимая помощь. На досуге жильцы могут читать книги, смотреть кино, записанное на флешки (телевизор не подключен к антенне), играть в настольные игры. Инна и Эдуард рассказывают своим подопечным о Библии и беседуют с ними о Боге.
Строгое правило тут только одно: на территории приюта запрещено курить, употреблять алкоголь и наркотики. В случае нарушения запрета жильца просят покинуть приют. Как правило, обходится без серьезных конфликтов, но Инна вспоминает случай, когда один из постояльцев угрожал Эдуарду ножом, не желая уходить, однако проповеднику удалось разрешить инцидент мирным путем.
«В основном люди к нам приходят с наступлением холодов, когда жизнь на улице становится невыносимой. Наш приют способен дать кров примерно 20 постояльцам, но при необходимости мы всегда можем сколотить новые кровати и разместить всех нуждающихся. Этой зимой к нам пришло немного людей, я думаю, это связано с сильными морозами, добираться до нас тяжело, — рассказывает Инна. — Весной и особенно летом многие наши подопечные уходят. Привычку бродяжничать тяжело преодолеть. Но некоторые возвращаются — и не по одному разу. А кто уже не может выжить самостоятельно — остается. Вот как ребята, которые живут сейчас. Андрей может передвигаться только в инвалидном кресле, Михаил ничего не видит, а Николай после операции вынужден ходить с мешком для сбора мочи. Люди в таком положении с нами надолго, иногда до конца своих дней».
Инна
В середине января этого года в приюте скончался один из постояльцев. Мужчина был без документов и называл себя Вовой Путиным. По воспоминаниям Инны, он плохо говорил и мало ел. Его привезли из реабилитационного центра для зависимых, где он провел два года. В приюте постоялец прожил всего пять дней и умер, как показало вскрытие, от последствий переохлаждения. Об этом Чаровым сообщил следователь, проводивший проверку по факту смерти.
«Сначала следователь угрожал Эдуарду вменить 125-ю статью УК РФ — “заведомое оставление без помощи лица в опасном для жизни состоянии”, потом заменить ее на 109-ю — “причинение смерти по неосторожности”, — говорит Инна. — На допросе в СК Красноуфимска следователь заявил, что раз мы принимаем бездомных, то это неспроста, наверное, потом продаем их на органы, а на вырученные деньги спонсируем ВСУ. Очень надеюсь, что он просто пошутил. В итоге с Эдуарда взяли только объяснительную и отпустили. Мы даже не знаем, завели ли уголовное дело, никаких документов нам не выдали».
А 31 января в приют приехали сотрудники центра «Э» из Екатеринбурга и полицейские из Красноуфимска. Поводом послужил комментарий Эдуарда в соцсетях, датированный аж августом прошлого года. Оказалось, что на Эдуарда все же завели уголовное дело, но совершенно по другой статье — об оправдании терроризма.
«Я в политике не разбираюсь, но вижу, что происходит в стране. Убийц и насильников милуют, а честных людей просто за слова сажают, — говорит Инна. — Я во всем поддерживаю мужа. Можно отсидеться, отмолчаться, не привлекая внимания властей, но потом ты все равно перед Господом будешь держать ответ. Не людского суда надо бояться, а Божьего».
12 февраля Эдуарда в рамках следственных действий отправили на принудительную психиатрическую экспертизу в Екатеринбург, от пережитого стресса его здоровье серьезно ухудшилось, стали неметь руки и ноги. И 28 февраля Эдуарда пришлось госпитализировать. Инна осталась одна опекать четырех жителей приюта, ухаживать за домашней живностью, готовить, стирать, убираться и колоть дрова.
«Бог не дает испытаний, которые не смог бы вынести человек. Раз так случилось, то я должна справиться и буду продолжать дело мужа, даже если его посадят. Иногда после работ хочется лечь и плакать от усталости, но когда я вспоминаю, ради кого я это делаю, становится легче», — говорит Инна.
Инна родилась и выросла в Новосибирске. До 40 лет, по ее словам, вела «беспорядочный образ жизни». Употребляла наркотики, отсидела в тюрьме за кражу. Когда освободилась, случайно встретила последователей Церкви пятидесятников и «обратилась к Богу».
В качестве служения пятидесятники предложили Инне помогать кормить бездомных раз в неделю. Однако женщине такая помощь показалась недостаточной, ей хотелось основать приют для людей, не имеющих крыши над головой. В 2010 году Инну отправили на помощь пятидесятникам Екатеринбурга, там, в церкви, она и познакомилась с Эдуардом.
«Он тогда предложил мне руку и сердце, но я отказалась. Видно, не ко времени было, да и в Новосибирск надо было возвращаться, — говорит Инна. — Я пыталась организовать приют для бездомных в своем родном городе, но меня не поддержал пастор нашей церкви. Постепенно я отошла от пятидесятников. Человеку для общения с Богом не нужна церковь».
Через десять лет Инна начала переписываться с Эдуардом. К тому времени он уже восемь лет как содержал приют в Савинове. Инна приехала к нему и на этот раз приняла повторное предложение руки и сердца.
Батюшка
«Честно скажу, с конца восьмидесятых годов я беспредельничал, были судимости за хулиганство, хищение госимущества, сбыт крепких спиртных напитков — в советском УК были и такие статьи, — рассказывает Эдуард Чаров, сухопарый мужчина с небольшой бородкой и костылем в левой руке. — За первые две статьи получил условку и штрафы, за третью — находился в розыске десять лет, но так и не поймали, затем обвинение сняли за сроком давности. Употреблял алкоголь и наркотики, да так, что в 2005 году от передозировки у меня случилась клиническая смерть, еле выкарабкался. После этого я резко поменял мировоззрение и образ жизни».
Мы встретились с Эдуардом в центральной районной больнице Красноуфимска, куда он попал из-за проблем с ногами, вызванных стрессом.
«После клинической смерти меня, парализованного, привезли из больницы в мою комнату в рабочем общежитии, я тогда на железной дороге работал. Первые два месяца друзья еще навещали, потом бросили, и я остался один, родных у меня нет. Было очень тяжело, есть было нечего. После оформления инвалидности у меня появились костыли, смог на улицу выходить, просил милостыню. Тогда я и начал помогать бездомным, зимой водил их к себе. Из-за этого с соседями начались проблемы. А через несколько лет решил переехать в деревню, чтобы полноценно помогать людям».
Эдуард долго искал подходящее для приюта место в области. Деревня Савиново привлекла природой, тишиной и низкими ценами на недвижимость. Эдуард продал комнату и купил двухэтажный дом с огородом.
«Поначалу местные отнеслись ко мне настороженно. А из-за того, что я верующий человек, проповедую, но не принадлежу к православной церкви, прозвали “батюшка-сектант”, а потом до “батюшки-сан” сократили. Так я и стал в шутку в социальных сетях подписываться, — с улыбкой говорит Эдуард. — Потом деревенские попривыкли, а узнав, зачем я к ним переехал, стали помогать. Один местный предприниматель продавал нам стройматериалы по сниженной цене. Соседка коз подарила. А как-то раз у нас по дороге на работу ночевала бригада мусульман-строителей. Так они, тоже люди верующие, узнав про приют, бесплатно мне опалубку положили и еще восемь тысяч рублей подарили».
Эдуард не ведет подсчета людей, которым он оказал помощь в приюте, но, по его мнению, за 12 лет работы через него прошло около трех сотен человек. Как правило, бездомные узнают о приюте благодаря сарафанному радио, об Эдуарде Чарове хорошо осведомлены в этой среде даже в далеком Екатеринбурге.
В России нет точной статистики количества бездомных людей. Согласно данным Росстата, по итогам переписи 2021 года с 2010-го число бездомных в стране сократилось в шесть раз и составило 11 285 человек. В конце того же 2021 года компанией Validata по заказу фонда помощи людям, попавшим в беду, «Ночлежка» было проведено и первое независимое исследование. Оно показало совершенно другие цифры: в России насчитывается 2 130 000 бездомных людей.
Основными причинами бездомности в России волонтеры называют трудовую миграцию (люди переезжают в крупные города в поисках работы, но не могут встроиться в жизнь), семейные конфликты, потерю работы — причина, обострившаяся в связи с последствиями пандемии, «специальной военной операции» и финансовым кризисом, и еще проблему черных риелторов (мошеннические сделки с недвижимостью, из-за которых люди теряют жилье).
«У нас редко кто задерживается надолго. Двери приюта всегда открыты, живи сколько хочешь, но остаются только совсем немощные старики, которые уже не могут выживать на улице. Остальные, как правило, пережидают холода, подкармливаются, подлечиваются и снова уходят бродяжничать. Такая жизнь затягивает, бездомные считают это свободой, жизнью без обязательств, без планов на будущее», — объясняет Эдуард.
Приют содержать непросто, а господдержки он никогда не получал, власти только вставляли палки в колеса. Изначально Чаров оформил приют как автономную некоммерческую организацию под названием «Христа ради», но вскоре ее пришлось ликвидировать.
«Пошли постоянные проверки: пожарные инспекции, санэпидемнадзор, чиновники из администрации — кого только не было. Бумаг нужно было оформлять огромное количество, а одну букву неправильно напишешь — так заполняй все по новой. Пришлось нанимать бухгалтера для ведения отчетности, на зарплату ему вся моя пенсия уходила. Только один раз мэрия Красноуфимска нам помогла: предоставила автобус, чтобы свозить наших постояльцев на благотворительный концерт, — говорит Эдуард. — После ликвидации организации стали все делать в частном порядке, думал, так проще будет. Но внимания властей все равно не избежал».
«Дьявол есть, и он пришел»
Осенью 2022 года Эдуард приютил у себя не только бездомных, но и людей, которым начавшаяся частичная мобилизация грозила отправкой на фронт.
«Семь человек мы на время приютили, парни 20–30 лет. Они у нас проводили день-два, а потом отправлялись в Екатеринбург или на Алтай, в места, где берут на работу без документов. Там они пережидали самые опасные месяцы», — говорит Эдуард.
Он не скрывает своего отрицательного отношения к «специальной военной операции»: «До 2013 года же хорошо жили все. Свободнее дышали, финансовая стабильность была, цены не так росли, санкций не было. А как начался конфликт в Украине, дела пошли все хуже и хуже. Я украинцев хорошо знаю, много в жизни встречал, да и первая жена у меня была украинка. Это честные верующие люди. Они ценят свободу».
О своих взглядах Эдуард рассказывает и подопечным, пытаясь передать свое видение происходящего в стране и мире.
Эдуард считает себя христианином, не принадлежащим ни к одной из официальных церквей. Он был крещен в православии, учился в духовной семинарии, но бросил ее из-за своих разногласий с преподавателями по богословским вопросам. Сейчас он критикует РПЦ за отход от христианских ценностей.
«Это не Божья, не христианская церковь, она убивать благословляет. РПЦ стала придатком государственной власти», — считает он.
Первый раз власти обратили внимание на Чарова, открыто высказывающего свои взгляды, весной 2023 года. В апреле против него возбудили два административных дела: о «дискредитации» Вооруженных Сил РФ и о «возбуждении ненависти и вражды». Поводом послужили его антивоенные посты во «ВКонтакте». Эдуарда вызвали в Красноуфимский районный суд, на котором он был в сопровождении адвоката «ОВД-Инфо» Романа Качанова. На заседании государственным обвинителем была предъявлена лингвистическая экспертиза ФСБ, в которой утверждалось, что посты проповедника содержат разжигание ненависти к Владимиру Путину, признаки заведомо ложной информации и «дискредитацию» российских военных. Свою вину Эдуард не признал. Суд оштрафовал Чарова на 65 тысяч рублей.
«Для меня это была огромная сумма, у меня пенсия — 12 700 рублей. Думал, выплатить штрафы не получится. Но оказалось, что многие меня поддерживают. Незнакомые люди сами звонили, спрашивали, чем могут помочь приюту или в оплате штрафов, — вспоминает Эдуард. — Так мы и уплатили штрафы, а на оставшиеся деньги купили бетономешалку, перекрыли теплицу, а самое главное, достроили детскую площадку в деревне».
В конце января 2024 года против Эдуарда возбудили уголовное дело об оправдании терроризма. Поводом послужил его комментарий к посту о поджоге военкомата в городе Полевском. В приюте был проведен обыск, а самому Эдуарду запретили пользоваться телефоном, интернетом и покидать район без разрешения. На данный момент Эдуард находится в больнице, и следственные действия приостановлены.
«Скорее всего, для меня все закончится сроком, — говорит Чаров. — По такой статье могут и семь лет дать. У меня уже и чемоданчик дома собран. Я только хочу вторую группу инвалидности получить, чтобы в тюрьме определили в нерабочий отряд, к пенсионерам. Супруга моя в это время за приютом присмотрит. А я и тюрьме продолжу помогать людям. Нуждающиеся везде есть».