Комитет по спасению детей, котов, буренок, собак, а главное — себя
Надо отметить, что не только наши корреспонденты — люди смелые и отзывчивые, но и герои наших публикаций. Они очень разные, но каждый находит в себе силы преодолевать огонь, воду и медные трубы, превращать личную трагедию в источник помощи другим, а собственные увлечения ставить на службу милосердию. «Такие дела» поздравляют всех с наступающим Новым годом и делятся с вами свежими новостями из жизни наших героев 2024 года
Ютьюб-канал Васечкина по спасению котиков вырос в разы
У полюбившегося редакции спасателя котиков из Иркутска Владимира Васечкина год заканчивается, как и начинался: на верхушках сибирских деревьев. В мае мы рассказывали про Владимира, который 15 лет занимается промышленным альпинизмом и арбористикой. И попутно спасает котов, застрявших на макушках высоченных деревьев, на столбах и в прочих местах, из которых они не могут выбраться сами. Спасенных кошачьих душ у него на счету уже больше 350. Редкий день обходится без звонка в его «комитет спасения котиков».
Лето и начало осени у Васечкина всегда жаркая пора: и рабочая, и спасательная. В холода количество обращений уменьшается, потому что «мудрые котики не особо стремятся отсиживаться по деревьям», смеется Васечкин. Но зимой любое обращение требует оперативной реакции: животное довольно быстро может обморозиться и даже погибнуть. «На этой неделе у нас подморозило за двадцатку и была пара застрявших кисунов. Одного из них вчера поздно вечером снимал», — рассказывает новости Владимир.
В этом году за лидерство по «деланью нервов» хозяевам борются кот Мися из Хомутова, села на севере от Иркутска, и кошка Хвостик из пригородных садоводств на юго-востоке. Оба оказались плохими учениками, уроки по самостоятельному спуску с верхотур не усвоили и вынудили своих хозяев вызывать Васечкина несколько раз. Одно из спасений Миси даже заснял фотограф «Таких дел» Антон Климов.
С мая количество подписчиков на канал Васечкина, где он выкладывает видео спасения котиков, превысило 100 тысяч. Но после августовского замедления ютьюба активность снизилась. «Ну и разумеется, самые умные советчики никуда не делись: все так же пишут про необходимость налить валерьянки под дерево, хватать котов за шкирку и показывать им издалека колбасу».
Но все эти мифы Васечкин давно опроверг как нерабочие.
У Маши новая работа и новый дом
История Маши из Тверской области, которую мы рассказали в сентябре, похожа на тысячи историй про домашнее насилие. Но кажется, у нее счастливый конец. Маша выросла в не очень благополучной семье и всегда мечтала, что ее семья будет совсем другой, а детство ее детей — счастливым. В 19 лет она вышла замуж за человека, который казался любящим и надежным.
Сказка закончилась довольно быстро. Первый раз муж ударил Машу, когда она была на восьмом месяце беременности. На следующий день, как водится, клялся, что такое больше не повторится. Несколько лет Маша прожила как в аду. Сначала старалась быть покорной, чтобы не вызвать гнев мужа. Но приступы агрессии возникали все чаще, особых поводов не требовалось. После очередного избиения Маша попала в больницу с травмами и сотрясением мозга. Эта история могла бы закончиться трагедией. Но Маше повезло. Фонд «Константа», который поддерживает семьи с детьми в тяжелых ситуациях, взял ее под крыло. Маше помогли перебраться в другой город, снять квартиру и найти работу.
А потом сотни людей, в том числе и читателей «Таких дел», поддерживающих «Константу», помогли собрать деньги на квартиру для Маши и ее малышей (материнского капитала хватало только на треть).
В октябре Маша справила новоселье. Жизнь потихоньку налаживается. Она оканчивает педагогический колледж и в следующем году вместе со старшей дочкой пойдет в школу. Дочка в первый класс ученицей, она там же — учительницей. Маша перестала вздрагивать от каждого стука и, пусть пока еще девушку мучают ночные кошмары, знает: это скоро пройдет. Главное — Маша полна сил и решимости строить новую жизнь.
Заара продолжает верить в чудо
Мы очень надеялись к Новому году рассказать про новоселье еще одной нашей героини, 72-летней Заары Алиевны из Ржева, которая в одиночку растит пятерых внуков. Но чудо пока не случилось. Уже готовы проект и смета, чтобы превратить две большие комнаты в многоуровневой коммуналке в полноценную квартиру с собственной кухней и санузлом, и даже куплена часть стройматериалов, но денег хватает пока только на 57% от сметы.
Помните историю Алиевны? Заара прожила трудную жизнь: детский дом, насилие, смерть мужа, смерть старшего сына, тяжелая алкозависимость младшего… Но не сломалась и не озлобилась. Десять лет она растит пятерых внуков, опеку над которыми буквально вымолила. Младший сын не раз поднимал руку на нее и на детей. Размышляя, почему любимый сын, который ни в чем не знал отказа, вырос таким, Заара с грустью говорит, что сама во всем виновата: слишком часто «подстилала соломку».
Заара с внуками пока так и живет в старом доме без удобств на окраине Ржева. Дети учатся, помогают по хозяйству и следят, чтобы бабушка вовремя принимала лекарства. На кухне у Алиевны, как обычно, пахнет пирогами. Весной, когда «Такие дела» рассказали про нее, многие наши читатели вызвались ей помочь. Осталось собрать чуть меньше половины требуемой суммы. Унывать Алиевна не привыкла. Верит, что чудо с новосельем обязательно случится и у ее внуков будет жилье, из которого их никто не сможет выгнать.
Такса Сара начала бегать
В конце августа мы опубликовали заметку о московском юристе Андрее Соловьеве, который в свободное время мастерит облегченные инвалидные коляски для маленьких собак-спинальников и фактически возвращает им возможность двигаться. История его таксы Васи и увлеченность самого Андрея вызвали у наших читателей большой отклик — и имели последствия. Добрые последствия. Мы пережили буквально шквал запросов на контакты Андрея. И несколько собак наших читателей уже встали на колеса, остальные пока в процессе. Вот одна из историй.
Три года назад Катя и ее муж взяли Сару в команде помощи таксам, которая пристраивает спасенных такс-потеряшек. Но вскоре у собаки начались проблемы: она стала подволакивать задние лапы. Ребята помчались в ветклинику, там выявили проблемы с позвоночником и выписали лекарства, предупредив: в случае ухудшения понадобится операция. Лекарства помогли, но спустя год случился рецидив, а МРТ показала отек спинного мозга. Операцию уже надо было делать не для того, чтобы Сара начала ходить, а для спасения ее жизни.
«Нас с мужем спросили, готовы ли мы к тому, что задние лапы Сары останутся неподвижными, и предлагали выбор: операция или эвтаназия. Никаких сомнений не было: Сара должна жить».
Уход за собаками-спинальниками непрост. Кроме того, при неподвижности задних конечностей возрастает нагрузка на суставы передних лап, они страдают. Как только Саре стало легче после операции, супруги столкнулись с другой проблемой. Врачи рекомендовали купить тележку известного производителя товаров для двигательной реабилитации животных. Но Сара весила чуть больше пяти килограммов, а конструкция — 1,4 килограмма, и ничего легче найти было невозможно.
Катя написала в редакцию «Таких дел», мы связали ее с Андреем, она отправила ему замеры собаки — и уже на следующий день он привез коляску. Ее пришлось немного модифицировать, процесс окончательного привыкания займет некоторое время. Но главное, что с новой, легкой тележкой такса отлично передвигается, она буквально побежала. Теперь Сара живет полноценной жизнью.
Люция победила Минздрав
Наш текст про Люцию Атанову, проблема которой — короткий кишечник — диагностируется у трех человек на миллион, вышел 10 января этого года. А спустя неделю Люция поехала в Москву на очередную — хотелось бы, чтобы последнюю уже — операцию.
Это событие стало для нее новогодним подарком: ни на что не надеясь, она написала в НИИ им. Вишневского, коротко изложила свою историю, добавила снимки искромсанных после аварии и предыдущих хирургических вмешательств внутренностей. И вдруг ее пригласили в Москву.
Дальше — операция у доктора-волшебника Ахтанина, попытка реконструировать кишечник (3D-модель, к сожалению, не прижилась). Ее убрали и соединили кишечник естественным путем. Домой Люция вернулась в конце февраля и до начала лета долечивалась. Зато теперь все раны зажили, и Люция даже набрала вес, поэтому настоятельно советовала добавить к этому тексту ее новую фотографию. Каждый килограмм для нее — большая радость.
Но набираются они непросто: на ночь Люция подключается к капельнице с парентеральным питанием. Плюс витамины, минералы, лекарства. Из-за очень короткого кишечника (точно длину посчитать врачи не могут, но примерно это сантиметров пятьдесят при норме пять метров) обычная еда у Люции не задерживается, а сложная пища не переваривается вовсе. Поэтому ест она в основном кашки или пюрешки из детского питания.
При этом уже несколько месяцев Люция работает оператором в службе доставки «Бургер Кинга». И признается, что на этой работе она воспитывает и характер: желудок-то помнит вкус бургера, рецепторы выделяют слюну. И порой нестерпимо хочется и картошку фри, и наггетсы, но Люция знает: ей нельзя, даже самый маленький банкет заканчивается для нее рвотой и болью.
Но если держать себя в руках и капаться, то можно неплохо жить. К счастью, в семье все хорошо: и родители рядом, и дочка младшая поступила в педагогическое училище и осталась жить с мамой.
После того как Люция рассказала свою историю в «Таких делах» и на сайте фонда «Ветер надежд», ей стали звонить женщины с похожими проблемами. Кому-то она помогает советом, кого-то поддерживает — и всем дает установку: с коротким кишечником можно жить. Главное — правильно подобрать питание и витамины.
Именно за свое обеспечение правильным питанием и лекарствами Люция боролась с Минздравом весь год — и вот 17 декабря наконец-то победила!
«Позапрошлый год был для меня как страшный сон. Прошлый чуть лучше, но все-таки плюс две операции. Так что в этом, я надеюсь, уже не будет ничего плохого. Не только у меня, у нас у всех. Нам всем уже достаточно боли».
Дилю удалось забрать из детдома
Хорошим выдался год и для подопечного фонда «Банк еды “Русь”», отца десятерых детей Мирзоали Шарипова с очень тяжелой семейной историей. После нашей публикации откликнулось немало людей с предложением о помощи, а местная администрация города взяла семью на контроль — помогают по запросу. Вот сейчас готовят к Новому году детям партию теплой одежды.
Сам же Мирзоали с сыном летом начали небольшой ремонт, привезли переданную благотворителями мебель. А в конце года четверо школьников Шариповых поехали на 21 день в санаторий — тут работает волонтер фонда Анна Шлеева. Теперь она не только привозит семье продукты, но и присматривает за детьми. Общеукрепляющие массажи, кислородные коктейли, занятия с педагогами и логопедами — все, что положено детям в санатории.
Но главная новость года: Мирзоали сделал генетический тест, подтвердил свое отцовство и забрал самую старшую девочку, 15-летнюю Дилерам, из детского дома домой. Напомним, она не была записана на него — и после лишения матери родительских прав девочку забрали в детдом.
Диля заменяла малышам маму, поэтому, когда она вернулась домой, радости не было предела.
«Постепенно они встают на ноги, — рассказывает координатор фонда. — Мы также им помогаем, видим, что Мирзоали очень старается быть хорошим отцом. Так что этот год для семьи можно считать хорошим».
В Орске научились делать снегурок
Для Ольги Тимошенко из Орска, которая создала дом с сопровождаемым проживанием для «маячков», молодых людей с ментальными особенностями, это год был очень непростым.
«Самый страшный период — это паводок, — пишет нам Ольга. — Для нас, жителей почти полупустыни, это диво дивное. Страшно было, старались помочь: и еще полгода после паводка развозили с мальчишками помощь многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами. А потом шили комплекты постельного белья из ткани, что пожертвовал человек с добрым сердцем, и отправили через Красный Крест пострадавшим в Курской области.
В середине года перевели из монастыря нашего батюшку, отца Сергия Баранова. Это благодаря его молитве и его стараниям появился наш дом “Маяк” и ребята смогли получить разные трудовые навыки в мастерских монастыря. С его уходом все для нас изменилось. Мы теперь каждую пятницу уезжаем к нашему батюшке за 80 километров, в село Херсон. Вот уже скоро месяц, как мы здесь, на Херсоне, открыли новый, совсем небольшой по сравнению с нашим домом в Орске филиал нашего “Маяка”. Или, как говорят мальчишки, “маленький Маячок”.
Отремонтировали половину полуразрушенного дома, тут и живем в выходные. А на будни оставляем в качестве помощников по двое ребят, которые готовятся к самостоятельному проживанию. Что мы делаем на Херсоне? Трудимся. Помогаем. В огороде, по ремонту других полуразрушенных домиков, на кухне. К весне планируем коз дойных завести, готовить сыр и печь хлеб. А еще мы научились делать снегурок под заказ, для упаковки новогодних подарков, и за это получили аж 43 217,18 рубля!
Еще из хорошего: надеемся, что наш Максим выучится и получит права на трактор, Валентин наконец-то начнет читать: он так долго учится, и вроде у него даже немного получается. Но главное — у нас появился еще один член семьи. Это мальчик Женя. Он приедет в дом из интерната перед самым Новым годом. Женя у нас пока самый младший. И в нашем доме в 17 лет для него начнется совсем другая жизнь…»
На коровью ферму прибывают волонтеры
Для офицера запаса Виктора Гришина, хозяина приюта «Божья коровка», где живут старые и больные буренки, вторая часть года прошла как у суперзвезды. После нашей публикации на ферму началось паломничество: журналисты брали у Виктора интервью, блогеры снимали сюжеты, а теперь в работе документальный фильм.
Но во всем остальном Гришин живет как и прежде. В приюте добавилось жильцов: из Казани приехали еще три коровы, одна была беременна — на ферме появился теленок Яша. Всем новичкам Гришины нашли по интернету опекунов: люди переводят на содержание деньги, Виктор заботится. А всего коров у него сегодня 15.
На ферму приезжают волонтеры, в этом году помогли в починке ворот, начали приводить в порядок старые кормушки. При этом у Гришина сломался трактор, сено до холодов не успели убрать, теперь он работает в две смены. А наш разговор случился, когда Виктор вез из города тракторную запчасть.
«У “Божьей коровки” появились новые жертвователи, из Питера и даже из Швеции, — перекрикивает мотор Гришин. — По нашей ферме пишет диплом девочка, которая занимается продвижением соцсетей. Обещала все нам в этом смысле наладить и отдать, чтобы мы пользовались. Это и будет защита ее работы. Но самое для меня интересное, что к нам приезжала известный ветеринарный врач, у нее свой большой канал. И потом приглашала меня на видеоинтервью с ее коллегами. Так вот, от них я услышал, что на 15–20 лет обогнал время. Ветеринаров только сейчас начинают учить не рассматривать сельхозживотных как мясо. И даже выступал там ученый, показывал видеоопыты, доказывающие, что коровы разумные, у них есть душа. Но я это и так знал, без научных доказательств…»
А еще Виктора в этом году выдвинули на несколько премий — как человека, который приносит в этот мир добро. На одну, в Екатеринбург, он съездил. А на вторую, в Калининград, хотел бы поехать, но тут все зависит от коров: они же как дети, не бросишь абы на кого.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам