Ангелы круглый год

Красноярцы собрали 365 картин с изображениями ангелов-хранителей, и за каждой — своя история. Картины уже несколько лет путешествуют по городам России и мира и скоро должны собраться все вместе. Проект, задуманный как обычная выставка, стал необыкновенным и длится больше десяти лет
«Да нет у этой художницы детей»
Екатерина Латтеган живет в городе Назарово Красноярского края и преподает живопись в детской студии. Ее картина стала одной из первых в проекте. Она написала работу «Освещающий путь», а через девять месяцев узнала, что беременна. Хотя 13 лет жила с приговором врачей, что матерью она не станет никогда.
«Я взрослый образованный человек, прекрасно понимаю, откуда берутся дети, и в дикое волшебство, конечно, не верю, — рассказывает художница. — Но точно знаю: все в жизни происходит не просто так. В 2016 году я случайно наткнулась в интернете на пост о проекте “Ангелы мира” — приглашали художников для участия. Вчиталась. Понравилась добрая, искренняя идея. В голове застучало: “Мне надо это сделать”».
В проекте участвовали довольно известные художники, а у Екатерины не было ни имени, ни регалий. По тем временам в ее городке даже холста было не купить. И все же она набросала три эскиза, отправила на почту. Вскоре пришел ответ: «Пишите, привозите». Организаторы не обещали ни призов, ни подарков, это был даже не конкурс. Екатерина рванула к родителям в Красноярск, попутно попросив маму заказать холст. Дома условий для творчества не было. Перевернула в центре гостиной несколько стульев, установила холст, мебель прикрыла, чтобы не испачкать. Писала три дня подряд. Когда картина была готова, они с папой погрузили ее в машину и отвезли организаторам проекта.

«Второй раз со своей картиной я встретилась через девять месяцев. Выставка приехала в Ачинск (соседний с Назаровом город). Тогда я только-только узнала, что беременна. Гуляем с мамой по выставке и слышим, как экскурсовод, показывая на мою картину, рассказывает: “Эту работу наверняка написала многодетная мама. На ней ангел ведет ребенка, а с ними идет еще один малыш”. Я не выдержала: “Да нет у этой художницы детей”», — вспоминает Екатерина.
Следующая встреча с собственной картиной была еще удивительнее. На выписке из роддома Екатерина вышла в холл с сыном на руках, и первое, что увидела, — свой ангел. Это был благотворительный проект «Ангелов мира»: копиями картин оформляли больницы и роддома, но никто, конечно, ничего не подгадывал и специально не вешал. В четвертый раз художница встретилась со своей работой, когда выставка приехала в Назарово. Екатерина рассказала организаторам, что у нее родился долгожданный малыш. Историю пересказывали на экскурсиях, и постепенно создание работы обросло мифами. Екатерину даже спрашивали, не ждет ли она второго, ведь на полотне два ребенка.
«Я вообще не думала о детях, когда писала, даже мечтать не могла, ведь надо мной висел приговор врачей. Просто было ощущение, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который идет рядом. Сегодня в мире столько грязи, боли, войн. Поэтому хочется объединиться вокруг чего-то хорошего», — говорит Екатерина.
«Чтобы выжить, нужно отдавать»
Когда-то я брала интервью у красноярской художницы Юлии Ивановой. Она рассказала, как в тяжелые моменты жизни рисовала ангелов-хранителей и творчество ее спасало. Впервые это случилось, когда у нее родился сын с серьезной родовой травмой. Единственное, что было тогда в ее силах, — писать для него картину: ангел-хранитель держит на руках младенца. Постепенно ребенок окреп. Но через несколько лет заболела сама Юлия, потеряла 20 килограммов. Лечение не давало положительных результатов, недуг грозил перерасти в еще более серьезное заболевание. Тогда художница натянула холст и разлиновала его на 365 квадратиков. Писала по одной картинке ежедневно — в благодарность за каждый прожитый день. Образы были разные, но везде в той или иной ипостаси присутствовал ангел-хранитель. В итоге получилось большое полотно, на котором эмоционально запечатлен каждый день ее жизни в том году. Болезнь отступила.

История Юлии удивляла и вызывала недоверие. Член Союза художников, уважаемый человек, она упорно и скрупулезно объясняла, что искусство может стать спасением. Тем более когда в мире происходит катастрофа за катастрофой.
«Если душа выздоравливает, за ней подтягивается и тело, — объясняла Юлия. — Чем больше сила души, тем крепче тело. Если представить, что все человечество — это один человек, то, получается, война — это палец воюет с носом или рука с ногой. Это болезнь, как рак, который все потребляет, ничего не отдает взамен и в итоге уничтожает сам себя. Чтобы выжить, нужно больше отдавать. Нам всем нужно повышать иммунитет этого большого организма — человечества. Нас спасут альтруизм и бескорыстие».
Юлия рассказала тогда, что вместе с единомышленниками задумала собрать со всего мира столько художников, сколько дней в году, и предложить каждому написать картину с ангелом-хранителем. А затем устроить выставку. Сколько на это уйдет времени и сил, она тогда не представляла. Для начала определили три года, затем пять, семь. Юля Иванова ушла из жизни три года назад, прожив после болезни более 20 лет и практически не обращаясь к врачам. Проекту уже десять лет. А друзья Юли объездили с «Ангелами мира» полсвета и в этом году наконец собрали все 365 картин.

Едем на альтруизме
Друзья и единомышленники — это красноярцы Олег Ровда и Наталья Яценко. До встречи с Юлией у них был небольшой бизнес — агентство «Горячая пресса», к изобразительному искусству они не имели отношения. Сегодня, продав бизнес, они 24 часа в сутки занимаются «Ангелами мира».
«С Юлей мы познакомились совершенно случайно в 2013 году. Даже подумать не могли тогда, что нас ждет впереди и как изменится наша жизнь. Мы помогали организовывать в Красноярске мероприятие ТEDx (особый формат конференций, цель которых — способствовать распространению уникальных идей), — рассказывает Наталья Яценко. — В числе других участников на сцену вышла Юля и рассказала свою историю».
Юлия говорила и о болезни сына, и о своем недуге, и об исцелении. А в конце упомянула, что хотела бы собрать художников со всего мира, предложить им нарисовать ангелов-хранителей, а затем устроить выставку. Олегу и Наталье идея понравилась. Они договорились с Юлей о встрече. Сразу стало понятно, что проект нужно грамотно упаковать. Придумали сайт, логотип, предложили поддержку в продвижении. Юлия стала приглашать художников, была человеком, который аккумулировал идеи, к ней тянулись люди. Вначале она звала в проект близких и друзей, затем через соцсети сработало сарафанное радио — художники стали обращаться сами. Каждый должен был выбрать день в году, обычно выбирали значимую для себя или близких дату. Рабочее название проекта — «Календарь ангелов» — вскоре решили изменить на менее утилитарное «Ангелы мира». Когда собралось восемь картин, провели первую выставку. Опыт дал понять, что это можно делать практически без ресурсов. Если есть люди, увлеченные идеей, нетрудно и картины собрать, и мероприятие организовать, и понемногу двигаться.

«Мы заметили, когда нет денежной мотивации, людям нечего делить, они не мыслят категориями “сколько мне дали, столько я вам и выдам”, все работает на альтруизме. Иначе как объяснить, что проект вот уже десять лет набирает картины, которые постоянно выставляются», — отмечает Наталья.
В один прекрасный день 50 картин поехали в Прагу — у подруги Олега и Натальи там открылся офис, и она предложила организовать выставку прямо в центре, на Вацлавской площади. Вспоминают, что это была авантюра чистой воды. На дворе 2014 год, начались политические разногласия с Западом, конфликт в Украине. Наталья была на пятом месяце беременности. Картины везли сами, в Москве арендовали микроавтобус, попросили помочь друга-водителя. Ехали через Минск, там к проекту добавились две белорусские работы. Затем — в Прагу, где провели выставку. Позже европейские художники стали передавать в проект картины. Очень активно поддержали «Ангелов мира» хорватские художники. Люди признавались, что, попадая в пространство выставки, испытывали ощущения, схожие с посещением настоящего места силы.
«И паранойя, и панацея, и анальгетик»
В самом начале проекта организаторы предложили написать картину известному красноярскому художнику Василию Слонову. Тот принес полотно в стиле Казимира Малевича — черный квадрат, в центре слова молитвы. От эпатажного и ироничного живописца не ожидали чего-то иного. Со временем, учитывая все, что произошло и происходит в мире, стало ясно, что работа Слонова органично ложится в концепцию проекта. Это молитва за всех своему ангелу-хранителю.
В феврале 2024 года Василия Слонова арестовали за демонстрацию якобы экстремистской символики на его арт-объекте — неваляшке. Художника на девять месяцев отправили под домашний арест. Мы поговорили с ним в его мастерской на окраине Академгородка. Сейчас домашний арест заменен на подписку о невыезде, поэтому Слонов может свободно передвигаться по городу и работать в привычной обстановке.

«В моей жизни такое было впервые. Приехал после суда домой в браслете, даже мусор вынести нельзя, как тигр в клетке. Я же всегда в движении, постоянно ездил по миру. Пометался туда-сюда и решил: раз меня арестовали за искусство, я и буду сидеть и заниматься искусством. Попросил жену привезти из мастерской заготовки неваляшек и стал набивать им тату. Человека, который умеет что-то делать руками, в принципе сложно чем-то ограничить», — говорит Слонов.
Сейчас у художника большой календарь выставок. В Красноярске он в стоп-листе, сотрудничать с ним боятся, в Москве тоже непросто, но там, по словам художника, паранойя не тотальная, а за границей вообще проблем нет. Василий вспоминает, когда ему предложили написать картину для проекта, он сначала засомневался: «Мир ангелов — это что-то мистическое, сакральное, ангелы присутствуют и в откровении, и в Священном Писании, а проект достаточно светский, не религиозный».
Но поскольку они с Юлей, Олегом и Натальей были друзьями, решил поучаствовать. Прошло время, и он в проект влюбился. По мнению Слонова, в нем запечатлена вся энергия народного фольклора. Получился фонтан бессознательного, социальное исследование мистического мировоззрения людей.
Свою картину объясняет так: «Я решил, раз речь идет об изобразительном искусстве, остановиться на двух, на мой взгляд, его вершинах: “Троице” Рублева и “Черном квадрате” Малевича. Так получился квадрат и молитва ангелу-хранителю, которую я знаю наизусть. Картина так и называется — “Молитва”».
— Вы знаете, что тогда, десять лет назад, она показалась непонятной?
— Чем шире пространство интерпретаций, тем глубже работа. Проходит время, меняется социальный контекст или политическая повестка, и работы звучат по-новому. В этом величие искусства. Оно — тайна, а у тайны нет определения, она мерцает разными смыслами. Конечно, «Ангелы мира» не несут художественной ценности в русле изобразительного искусства, но интересны именно как социальный арт. Там все работы связаны с человеческими историями: катастрофами, болезнями, потерями. В них и пот, и слезы. Это одновременно и паранойя, и панацея, и анальгетик.

«Все будет хорошо»
«Одна из моих любимых работ — картина Аллы Бушиной “Ангел, хранящий зарождающуюся любовь”, — признается организатор Олег. — Ангел в образе девушки на красном фоне держит в руках голубой камень в виде сердечка. Я увидел открытку с этой картиной в органном зале (он же католический костел). Узнал, что ее нарисовала прихожанка Алла Бушина. Разыскал ее и предложил повторить эту картину для проекта. Она о любви с первого взгляда. Когда Алла принесла работу, я заметил у нее на пальце перстень с таким же голубым камнем. И женщина рассказала, что его ей подарил будущий муж Бруно, с которым она познакомилась в Италии. Они гуляли, он зашел в магазин, купил его и сделал ей предложение. А она тут же открыла телефон и показала фото картины, написанной полгода назад, которую он никогда не видел».
Художница из Хорватии выбрала для картины 11 ноября. В этот день ей сделали операцию на сердце. Она посчитала дату вторым днем рождения. На ее работе изображен ангел, у которого крылья сложены в виде сердца.
Еще одна картина — «Ангел семьи» Анастасии Полубасовой из Санкт-Петербурга. Море, лодка, в ней двое, женщина ждет ребенка, над лодкой летают два ангела, а третий сидит рядом с парой и ждет рождения малыша. Анастасия — перинатальный психолог. Она готовит женщин к родам и сопровождает после.

«За девять лет, что картина в проекте, мне уже не раз присылали фото, писали письма, что побывали на выставке, пообщались с картиной — и долгожданный ребенок родился», — говорит Олег.
На картине «Все будет хорошо» красивая девушка держит букет цветов, за плечами у нее крылья. По словам художницы Марины Яковлевой из Москвы, это образ женщины, победившей рак. Картина написана в трех цветах: красном, черном и белом. А по всему полотну рассыпана надпись «Все будет хорошо» на 11 языках мира.
«Картина написана в помощь женщинам, борющимся с онкологическим заболеванием, — говорит Марина. — Четвертая стадия, операция, лечение, химиотерапия и последующий удивительный шанс на жизнь многое мне дали — толчок пересмотреть свою судьбу, вырастить дочь, обвенчаться с мужем, поменять профессию, построить дом».
По словам Марины, на одной из выставок китайские туристы заметили, что на картине нет слов «Все будет хорошо» на китайском языке. И очень попросили добавить, даже написали, как это будет выглядеть.
«Эту химию невозможно оцифровать»
В проекте приняли участие художники из 25 стран мира: России, Хорватии, Чехии, Болгарии, Франции, Финляндии, Канады, Италии, Боснии, Сербии, Македонии, Беларуси, Англии, США, Украины, Словении, Испании, Казахстана, Индии, Узбекистана, Сингапура, Турции, Кипра, Австрии, Армении, Греции.
Получилось 365 квадратных метров живописи, посвященной образу ангела-хранителя. Наталья уверяет, что с течением времени они с Олегом убедились: у проекта есть задачи, которые им могут быть неведомы, и перестали тревожиться, если что-то не срастается. Просто ждут, когда все само собой разрешится и будет понятно, как поступать дальше.
Уход из бизнеса освободил их. Вначале основное дело помогало финансировать проект, но потом стало понятно, что вкладываться в два направления тяжело, да и там стало уже неинтересно. Сегодня, как и десять лет назад, проект существует на пожертвования, помощь спонсоров и личные средства организаторов. Пять лет назад они создали автономную некоммерческую организацию, чтобы иметь возможность подавать заявки на гранты и субсидии. Первую субсидию от министерства культуры Красноярского края «Ангелы мира» получили три года назад. Но не сам проект, а сопутствующие мероприятия. «Ангелы» уже давно обросли социальными активностями. В честь картин пишут стихи и устраивают конкурсы. Например, инклюзивный конкурс чтецов для детей. В ноябре в Красноярске прошел концерт «Оживающие картины ангелов мира», где танцевальные коллективы города представили постановки по мотивам работ проекта. Благодаря субсидии удалось реализовать идею с тифлокомментированием картин. Теперь выставки могут посещать и слабовидящие.
Однажды организаторы подумали, что в маленьких городах нет помещений, чтобы выставлять большие картины. И сделали серию постеров 50 на 50 сантиметров на пластике. Сегодня они висят более чем в 50 социальных учреждениях страны: больницах, родильных домах, медицинских центрах. На выставках «Ангелов мира» уже не раз выступали дети с ДЦП, подопечные красноярской благотворительной организации «Право на счастье». Кроме того, проходит много мероприятий, о которых организаторы в принципе не знают: встречи в библиотеках, мастер-классы по написанию ангелов. Проект давно перерос в народную инициативу.

«Поезд идет, в него садятся пассажиры, какое-то время едут, потом выходят. Это нормально. Мы ни от кого ничего не ждем, и нам никто ничего не должен. Нам просто поручили этот состав, чтобы он не останавливался и не слетел с рельсов. Мы давно не относимся к нему как к своему. Он не наш и даже не Юлин. Просто Юле была дана задача его транслировать, а мы оказались рядом и помогли, — улыбается Наталья и добавляет: — Нам почему и гранты сложно писать. Нас спрашивают: а какая будет эффективность? Мы сидим и думаем: как объяснить, чтобы кто-то “в окно не вышел”? Кто-то решил не разводиться, пришел к мысли, что надо родить ребенка, вспомнил, что надо маме позвонить — он так давно этого не делал. Это эффективность или нет? Эту химию невозможно оцифровать».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам