Саша и Бель

Фото: Владимир Аверин для ТД

Саша Легченкова полностью потеряла зрение, когда училась в институте на психолога. Но у Саши была Бель — белая швейцарская овчарка, лучший друг. Вместе с Бель Саша освоила специальность канистерапевта и теперь работает с детьми. А еще они вдвоем научились танцевать

Собачьи выставки и шоу — дело привычное: вот четвероногие красавцы разных пород, вот судьи оценивают их соответствие породе, внешность, даже харизму. Гордые хозяева, медали, пьедестал.

Про менее массовые состязания для собак знают уже не все. Один из таких видов спорта — кинологический фристайл, или танцы с собаками. Это по-настоящему парная, партнерская работа: человек и собака действительно танцуют под музыку, выполняют различные движения и даже трюки, сохраняя и сюжет, и ритм, и настрой танца.

Саша Легченкова и ее белая швейцарская овчарка Бель успешно выступают как раз в танцах с собаками.

Саша и Бель тренируются
Фото: Владимир Аверин для ТД

Аплодисменты!

Вот как выглядит недавний танец Саши и Бель.

На площадку, вдоль одной из сторон которой за столами сидят судьи, выходят тоненькая Саша в васильковом платье и ее белая красавица Бель. Выполняя Сашины команды, Бель остается примерно в центре площадки, а Саша уходит к ее дальней стороне, расстилает реквизитный коврик, садится на него, наклоняет голову, замирает — так нужно по сюжету. Начинается песня A million dreams, ее поет Пинк. Бель встает, бежит к Саше, Саша поднимает руку, Бель перепрыгивает одну руку хозяйки, потом другую. Саша встает, делает плавные шаги — по сути, танцевальные па. Бель то идет рядом, то кружится, то бежит задом, то делает змейку — это ее танцевальные па. На строчках I think of what the world could be / A vision of the one I see («Я думаю о том, каким мог бы быть мир, / О том, каким я его вижу») Бель ставит передние лапы на ступни Саши — и они двигаются вместе. Конец танца — Саша опускается на колено, Бель кладет лапы на ее руки. Музыка затихает. Пауза, аплодисменты.

Саша и Бель
Фото: Владимир Аверин для ТД
Саша и Бель тренируются
Фото: Владимир Аверин для ТД

В апреле на соревнованиях Саша и Бель с этим номером заняли второе место в классе «Дебют». Они действительно начали танцевать сравнительно недавно, но танцуют с каждым разом все более уверенно, на равных соревнуясь с другими парами.

Только одно отличает их от других пар. Огромное, важное «одно»: Саша не видит.

«Я Бельку вырастила»

«Белька — не собака-поводырь», — уточняет Саша.

Бель (кстати, ее полное имя очень «породистое», Акнур Гуль Анабель Ансуз) действительно появилась в семье Легченковых как просто собака, на тот момент вторая — первый пес, лабрадор Крис, жил в семье уже девять лет.

— Мы понимали, что рано или поздно Крис уйдет, и это будет стрессовая ситуация, которую нам хотелось максимально сгладить… — вспоминает Елена, мама Саши. — Сань, ты на каком курсе была, когда у нас Белька появилась? На втором?

— Ты чего, мам, на четвертом! Я тогда еще видела. Я Бельку вырастила.

Саша
Фото: Владимир Аверин для ТД
Бель
Фото: Владимир Аверин для ТД

Проблемы со зрением у Саши и ее сестры-близняшки Даши были с рождения. Девочки родились раньше срока, и через какое-то время им поставили диагноз «ретинопатия недоношенных» — тяжелое поражение сетчатки глаза и стекловидного тела. Долгие годы лечения, разные врачи, больницы, операции — сколько их было, Елена не хочет даже перечислять. Ко времени поступления в вуз Саша видела одним глазом совсем плохо, другим чуть лучше. Когда ей было 19 лет, перестал видеть именно тот глаз, который был чуть лучше. За второй, работавший буквально на считаные проценты, боролись три года. Но перестал видеть и он.

Про то время Елена говорит совсем скупо, как это переживала Саша, вспоминать тяжело до сих пор.

Но была Бель — совсем молоденькая жизнерадостная собака.

«Санька ее выбрала, Санька ее воспитала. Ну а вместе с собакой воспитывала и все семейство», — улыбается Елена.

Собака и дети

Бель появилась в семье Легченковых не только для того, чтобы сгладить боль предстоящей потери. Саша, окончив РГГУ и получив специальность психолога, захотела быть канистерапевтом — в паре с собакой помогать людям, которым полезна такая реабилитационная практика. Канистерапия особенно эффективна на занятиях с детьми, у которых диагностированы ДЦП, расстройства аутистического спектра, задержки речевого развития, для адаптации в коллективе сверстников, а также для общего развития ребенка — работа с собакой помогает учиться взаимодействию, развивает двигательные навыки, эмоционально-волевую и познавательную сферы.

Саша и Бель тренируются
Фото: Владимир Аверин для ТД

Саша и Бель окончили курсы канистерапевтов и вот уже четыре года работают в реабилитационном центре канистерапии «На Крылатских холмах». Стандартное 30-минутное занятие Саша строит каждый раз по-разному — зависит от потребностей ребенка. Можно отработать понятия «право» и «лево» — Бель будет подходить к ребенку с той или другой стороны, приносить игрушку. Можно просто побегать, поиграть, а если Бель не захочет бегать, погладить ее или покормить — так подопечные Саши и Бель учатся понимать чужое настроение и состояние. Взаимодействие ребенка с Сашей и Бель — это ситуация, в которой всем участникам нужны прежде всего интуиция и умение чувствовать друг друга. У Саши этого в избытке, и она объясняет эффективность своих занятий тем, что понимает главное: «Дети и собаки — это прежде всего живые существа, с ними все может пойти не так, но можно всегда объяснить и договориться».

Бель
Фото: Владимир Аверин для ТД

«Вот ребенок хочет кидать собаке мяч. А собака сегодня не хочет бегать за этим мячом, — говорит Саша. — Я стараюсь объяснить ребенку, почему собака может вести себя так, говорю: “А давай мы подумаем, что можно сделать еще?” И дети начинают думать, смотреть вокруг себя — а что собаке может быть интересно? Предлагают что-то… Это очень индивидуальный процесс, не всегда быстрый, но дети меняются. Они после занятий ведут себя по-другому».

«Где я, а где танцы?»

Сейчас Сашина сестра Даша живет отдельно и самостоятельно; Саша, ее родители и Бель основную часть времени стараются проводить на даче — так проще и безопаснее для всех. В город приезжают по делам: на работу, тренировки, соревнования. Кстати, на даче же начался путь Саши и Бель в танцы — с видеосоревнований по танцам с собаками.

Саша знала об этой дисциплине еще до того, но не думала, что будет этим заниматься. «Где я, а где танцы?» — смеется она. Но анонс видеосоревнований по танцам с собаками среди людей с нарушениями зрения заставил ее передумать. Ролик готовили всей семьей: папа расчистил на дачном участке площадку семь на семь метров (таковы были условия конкурса), вместе подобрали музыку и костюм, Саша, используя те трюки, которые Бель уже освоила, составила сюжетную композицию про бродячих артистов… С этим танцем Саша и Бель заняли свое первое место.

Саша и Бель тренируются
Фото: Владимир Аверин для ТД

«Когда Бельки еще не было, когда мы лежали в больницах, я постоянно смотрела видосики с собаками. И запоминала, и мечтала, что еще можно придумать, — вспоминает Саша. — И потом, когда Белька появилась, у меня уже список был, что мы можем сделать».

Сейчас Саша и Бель занимаются танцами серьезно: у них есть постоянный тренер, спортивные лагеря и сборы, расписание соревнований. Их пара выступает на общих основаниях, и, по словам мамы, для Саши нет лучшей похвалы, чем удивление зрителей, которые, глядя на танец, даже не понимали, что девушка не видит.

Саша и Бель
Фото: Владимир Аверин для ТД

В планах у Саши — вместе с Бель серьезно выступать в обидиенс, самой сложной спортивной дисциплине для собак. В соревнованиях по обидиенс нужно выполнить ряд разнообразных упражнений на послушание. Начальный уровень Саша и Бель уже прошли. Дальше будет сложнее, в первую очередь для Саши — например, ей без подсказок придется удалиться от Бель на точное расстояние в точном направлении. Но Саша и ее тренер от планов не отказываются.

Кто ведет в паре

— Какая Бель по характеру? — задумывается Саша. — Она… она честная собака. Да. Честная. И она моя помощница, следит за мной, глаз с меня не спускает.

— Белька у Саньки как хвостик, — подтверждает Елена. — Она ее везде отслеживает. Не только на улице, но даже в квартире. Вот Бель легла спать — ну, казалось бы, спи спокойно. Но если Саня переходит в другую комнату, Бель встает и идет за ней. Несчастное, сонное создание — но встает и идет.

Возможно, именно эта крепкая связь помогает Саше и Бель в танцах. Основная идея, которая реализуется в этой дисциплине, — контакт человека и собаки: есть ли он, насколько хорошо он выстроен.

Саша и Бель тренируются
Фото: Владимир Аверин для ТД

«Я вообще к собакам спокойно отношусь, — говорит Елена. — Это любовь детей, а мы поддерживаем. Но когда я стала ходить с Саней на соревнования по фристайлу, то увидела, насколько у них классное взаимодействие. Это даже обычному человеку, не профи, бросается в глаза. Такая связь — я даже не могу ее объяснить».

Бель сидит и терпеливо ждет, когда хозяйка и ее мама закончат разговор и можно будет идти гулять; передние лапы — почти в хореографической первой позиции.

«В танцах, как правило, проводник смотрит за собакой, а в моем случае собака следит за мной, — говорит Саша. — Она не поводырь, но она ведет».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Популярное на сайте

Все репортажи

Читайте также

Загрузить ещё

Саша и Бель тренируются

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Саша и Бель тренируются

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Саша и Бель

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Саша и Бель тренируются

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Саша

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Бель

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Саша и Бель тренируются

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Саша и Бель тренируются

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Бель

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Саша и Бель тренируются

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Саша

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Бель позирует для фото

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0

Саша и Бель тренируются

Фото: Владимир Аверин для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: