От свахи до «Тиндера». Как поменялась семейная жизнь москвички за три поколения?
В Музее Москвы открылась выставка «Фамильные ценности». Экспозиция показывает, как за последние 150 лет российская семья прошла путь от традиционной патриархальной модели к советской, а затем к современной — с многообразием форм и свободой личного выбора.
Куратор выставки Полина Жураковская рассказала «Таким делам», как развивалась бы семейная жизнь жительницы Москвы в зависимости от эпохи.
До революции
В дореволюционной Москве возможность девушки повлиять на выбор партнера стремилась к нулю, говорит Полина Жураковская. Как правило, чем выше был социальный слой ее семьи, тем меньше учитывались ее воля и пожелания. Похищение невесты у родителей — даже с ее согласия — считалось преступлением и каралось тюремным заключением.
«Организация отношений в дореволюционный период — это встреча двух расширенных, патриархальных семей. Если речь о купеческих семьях, то это встреча двух капиталов», — отметила она.
В патриархальном обществе невеста получала приданое, у которого было несколько функций. Во-первых, юридическая. После заключения брака приданое признавалось собственностью жены и обеспечивало ей финансово-экономическую самостоятельность. При разводе женщина могла забрать его себе, а в случае смерти приданое могли забрать ее родители. Во-вторых, бытовое назначение. В приданое входили предметы домашней утвари, обихода, комплекты женской одежды на все сезоны, поэтому его также использовали для обустройства повседневной жизни новой семьи. В-третьих, у приданого была утешительная функция.
«Привычные вещи давали возможность женщине скорее привыкнуть к совершенно незнакомой обстановке. В лучшем случае невеста видела жениха до свадьбы. В худшем для нее все в первый раз, и это колоссальный стресс», — объяснила Полина Жураковская.
До революции 1917 года, когда церковь и государство были неотделимы друг от друга, важное значение имел обряд венчания. Церковный брак был абсолютно законен, дополнительных официальных регистраций не требовалось.
После венчания девушка входила в семью супруга. Младшие члены семьи беспрекословно подчинялись старшим. Процесс воспитания чаще всего был делом частным, семейным, однако воспитанием маленьких детей занимались, как правило, женщины — не только матери, но также няни, воспитательницы, учительницы, либо бабушки и старшие сестры.
Советский Союз
В советской России возможность самостоятельного выбора партнера у девушки значительно выросла, говорит Полина Жураковская. Тем не менее инициатива всегда должна была исходить от мужчины или его представителей. Были и специализированные службы знакомств, а также знакомства по брачным объявлениям в газете.
В советский период свадьба стала более формальной. Теперь брак регистрировала не церковь, а государство. Чаще всего церемония состояла из регистрации в ЗАГСе и «красной свадьбы» (празднование в кругу семьи и партийных товарищей, когда стол покрывался красной скатертью). Тем не менее разнообразие торжеств сохранялось, массово переориентировать людей на аскетичные празднования не удалось.
Торжественность свадеб вернулась в 1960-е, отметила куратор выставки. Открывались Дворцы бракосочетаний, работники ЗАГСов стали читать напутствия молодым, в залах учреждений начали исполнять марш Мендельсона, появился ритуал возложения цветов к монументам.
пособие помогает мне воспитывать
детей!». 1947 г. Музей Москвы
«В обществе, для которого важен спектакль, свадьба — это его кульминация и отличный способ показать свой статус, продемонстрировать свои социальные связи, пригласить на событие “нужных” людей», — прокомментировала Полина Жураковская отношение советских людей к церемониям.
При советской власти приданое воспринималось как буржуазный пережиток, унижающий женщину. Однако фактически этот атрибут сохранился, просто получил другое название — подарки на свадьбу. Приданое лишилось гендерного маркера, и всем необходимым обеспечивали родственники или товарищи молодых с обеих сторон. Дарили чаще всего мебель, бытовую технику.
В советском обществе роль главного «воспитателя» детей перешла государству, которое ставило своей целью сформировать нового человека. Жительница Москвы, скорее всего, вскоре после рождения отдала бы ребенка в ясли. «Дети буквально становятся объектом воспитания. Это все работало на создание советского человека», — объяснила Полина Жураковская.
Ситуация изменилась во второй половине ХХ века. В этот период детей впервые стали воспринимать в семье как отдельную личность со своими потребностями и интересами, пропагандируются новые психолого-педагогические подходы к воспитанию.
Современная семья
Семья в современном обществе не претерпевает кризис, несмотря на то, что такая точка зрения превалирует сегодня, говорит Полина Жураковская. По ее словам, социология и психология рассматривают современную семью с другого ракурса — они смотрят на это явление как на трансформацию, увеличение разнообразия, возможностей выбора и личной свободы и ответственности.
В современной России знакомства, напротив, все больше опосредованы. Только теперь это не объявления в газете и брачные агентства, а сайты знакомств и специальные приложения, в которых можно ввести определенные параметры поиска. Отношения и знакомства все больше виртуализируются.
И сегодняшняя свадьба — это разнообразие форм. Нет единого правила или нормы ее проведения. Кто-то по-прежнему воспринимает ее как кульминацию социального спектакля, кто-то, напротив, демонстративно отказывается от этой сложной церемонии.
«На самом деле в современном обществе это ненормальная ситуация, чтобы существовала нормативная модель семьи. Потому что общество устроено настолько сложно, настолько сильно поменялись ценности и вся организация жизни. Семья — это хрупкий союз, который построен на возможности договариваться, находить общий язык, дающий эмоциональное удовлетворение членам семьи и, конечно, не диктующий никаких строгих правил», — подчеркнула Полина Жураковская.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам