Когда теряешь зрение, когда знакомый мир все больше скрывается за пеленой, когда ты один — очень непросто чувствовать себя свободным. Но иногда эту свободу можно принять в дар. От собаки
Вообще-то, Ангелина всегда больше любила кошек. Кошек не надо выгуливать. Они умеют мурлыкать и приходят посидеть у хозяев на коленях. Когда 13 лет назад умерла мать Ангелины, домашняя серая кошка Руслана помогала ее 15-летней сестре справиться с потерей.
«Когда человек чувствует, что он кому-то нужен, это наделяет особым чувством — теплотой. Когда тебя любят, когда о тебе заботятся. И Руслана делала что-то подобное в отношении сестренки», — рассказывает Ангелина. Когда мать умерла, девушке было 26 лет. Ей пришлось самой заботиться о сестре — и было важно, уходя на работу, не оставлять девочку в одиночестве.
Руслана любила «ложиться воротником» на шею к сестре. Любила мяукать у серванта, чтобы ей дали хранящиеся там сушки. Как и хозяйкам, ей нравилась острая еда. Еще Руслана часто играла сама с собой и прыгала на стены, но Ангелину кошачьи шалости не возмущали, а веселили: «Когда она попадала в поле зрения, она переставала так делать! Знаете, как люди стесняются танцевать перед кем-то. Вот и Руся стеснялась играть перед нами».
Через полтора года девушек попросили съехать со съемной квартиры — и кошку пришлось отдать подруге. С тех пор Ангелина больше не заводила животных, потому что боялась снова потерять питомца, да и частые разъезды не позволяли взять кота.
В 2018-м, через три года после потери зрения, в жизни Ангелины появился пес Арси. Как Руслана когда-то помогла ее сестре, он смог выручить Ангелину в самое сложное время в ее жизни.
Проблемы со зрением у Ангелины начались еще в детстве. В школе она сидела на первой парте, но не видела, что учитель пишет на доске. Очки не помогали, и приходилось дожидаться, пока преподаватель напишет все примеры и отдаст ей книгу с заданиями. Времени на решение у нее всегда оставалось меньше всех.
АнгелинаФото: Лиза Жакова для ТД«Сами понимаете, какие у меня были оценки», — говорит она.
Ангелина не могла видеть в сумерках и постоянно просила друзей довести ее до дома в темное время суток. Не всегда правильно рассчитывала расстояние до тарелки с печеньем на столе и, бывало, все рассыпала, попытавшись дотянуться до нее. Почему-то всякий раз наступала ровно в центр лужи, если пробовала ее переступить.
Из-за плохого зрения она не могла работать по специальности — социальным педагогом. Жила на пенсию по инвалидности и постоянно где-то подрабатывала: няней, санитаркой, уборщицей, дистрибьютором в сетевых компаниях.
Зрение резко ухудшилось после того, как Ангелина сделала операцию на глаза. Она считает, что именно из-за процедуры она окончательно ослепла. Врачи «на материке» — так на Сахалине называют всю остальную Россию — говорят, что ее догадки верны, дома — что это просто совпадение или что так и должно было случиться.
Сразу после операции Ангелина поняла, что больше не может читать — раньше она это очень любила. Даже лупа не всегда помогала. А однажды зимой, когда она приехала к друзьям в другой город в гости, ей на глаза упала белая пелена. Глаза будто запотели, как стекло. Вскоре это прошло. Ну наверное, так на нее повлияли новый климат и холод? Но это повторялось снова и снова, уже дома.
Ангелина до последнего отказывалась верить в то, что совсем ослепла. Это произошло примерно через год после операции, но точного момента, когда это случилось, она назвать не может. «Просто в какой-то период я начала просыпаться с мыслью: “Я сегодня буду видеть или нет?”» Однажды утром она поняла, что состояние, которое было вчера, осталось с ней. «Просто продолжилось, и все».
АрсиФото: Лиза Жакова для ТДДрузьям женщина не говорила, что больше не видит: «Чтобы о чем-то говорить, надо об этом подумать. А я не могла думать, у меня мозг не выдерживал».
Ангелина почти не выходила из дома — а если приходилось, просила подвести ее к подъезду настолько близко, насколько возможно. Во дворе она могла неплохо ориентироваться даже вслепую, но однажды из-за шума не заметила выезжающую машину и чуть под нее не попала. Тогда она поняла, что больше передвигаться по улице одна не может.
О том, что незрячий человек может взять себе собаку-поводыря, Ангелина знала давно, но два года взвешивала, стоит ли это делать. Терзали вопросы: так ли она нужна, справится ли с животным? Завести поводыря означало признаться друзьям, да и просто всем окружающим людям на улице, что она не видит.
Но все же она решила, что больше не может постоянно просить сопровождать ее повсюду, ждать приезда друзей даже для того, чтобы, к примеру, почистить картошку: кожура быстро начинает неприятно пахнуть в мусорном ведре, а без помощи посторонних Ангелина не могла дойти до мусорного бака.
Чтобы понять, какая собака лучше подойдет человеку, в учебно-кинологическом центре «Собаки — помощники инвалидов», куда обратилась Ангелина, сначала просят заполнить специальную анкету. Нужно написать, передвигается ли человек на транспорте, живет в квартире или в доме, по каким дорогам будет ходить, какой характер собаки для него предпочтителен.
«Так как я не собачница и опыта общения с собаками у меня не было, когда я заполняла анкету, мне было очень сложно отвечать на вопросы. Например, какой характер у собаки должен быть? Спокойный или активный? Я понятия не имела, что такое спокойная собака, что такое активная. Решила, что буду просто приспосабливаться под характер собаки», — вспоминает Ангелина.
Она подала заявку в 2017-м и год ждала своего лабрадора — собак этой породы берут в поводыри из-за врожденной дружелюбности. Отобранных в возрасте трех-четырех месяцев достаточно смелых и активных щенков выращивают волонтеры. Потом примерно полгода их обучают в центре, а затем распределяют стоящим в очереди незрячим. Ангелине достался лабрадор Арси — крупный, потому что у Ангелины немаленький рост, спокойный. Старший методист по реабилитации центра Наталья Громова говорит, что женщинам больше подходят именно такие — «нежные» — псы.
Женщина поехала забирать своего поводыря из Южно-Сахалинска в Москву. «Не могу сказать, что мы друг к другу бросились в объятия, — смеется Ангелина. — Я очень спокойно отреагировала на это. Я его, конечно, потрогала. Ну собака и собака. Повилял мне хвостиком, посмотрел на меня, понюхал».
Две недели свежеиспеченная хозяйка вместе с тренером училась управлять Арси, борясь с сонливостью из-за перемены часовых поясов, и очень боялась предстоящего экзамена. Чтобы забрать поводыря домой, женщине нужно было успешно пройти с ним по одному из выученных маршрутов. В итоге выпускники справились почти на пятерку — отлично на экзамене получают очень редко.
Самое сложное началось по приезде в Южно-Сахалинск.
Примерно месяц Ангелина задавалась вопросом: «Боже мой! Неужели у меня есть собака?!» Друзья спрашивали, рада ли она, а она не понимала. Знала только, что им с Арси предстоит много работы: «Когда собака выпускается из школы, она очень хорошо воспитана, она очень обученная. Она правда может быть идеальной. Но когда она понимает, что у нее появился хозяин, собака начинает проверять и продавливать своего хозяина. Что можно, а что нельзя».
До того как попасть в центр, Ангелина часто находила в интернете идеализированную информацию о поводырях. Везде писали, что пес может привести хозяина куда угодно. Но нигде, что прежде с псом нужно заучить маршрут до пункта назначения.
Сложнее всего было научить Арси находить нужный магазин. Дело в том, что возле дома Ангелины вытянулся торговый павильон с несколькими магазинами. И человек не сразу найдет вывеску, чтобы определить, какая дверь ему нужна. А как собака поймет, куда заходить?
Сначала Ангелина научила Арси доходить до ориентира — фонарного столба, стоящего напротив павильона. Дальше женщина продолжала движение, а ее подруга подавала условный сигнал, когда она равнялась с нужным магазином. Тогда Ангелина говорила Арси повернуть, а возле входа — искать дверь. На каждой контрольной точке хвалила за успешно пройденный отрезок.
Ангелина и пес АрсиФото: Лиза Жакова для ТД«Пока я шла и ждала команду от зрячего, я считала шаги. Честно скажу, считать шаги было сложно, потому что нужно было контролировать все. Окружающих, чтобы с ними не столкнуться, собаку, машины проезжающие, себя. Это был сложный процесс физически, эмоционально и психологически».
Сегодня Арси понимает, какой маршрут ему предстоит, стоит Ангелине просто сделать движение в нужную сторону. Он ведет ее, останавливаясь перед любыми препятствиями. Если Ангелина уронит трость, кошелек или перчатки — обязательно поднимет. Подруга Ангелины Ольга смеется, что обычно за ними не поспевает.
«Говорю ей: “Вы как ледокол идете. Такая людная улица, вы летите — и все только успевают в разные стороны рассыпаться”. А она отвечает: “Да? А я думаю: что у нас такая улица безлюдная стала? Раньше я столько людей задевала”», — рассказывает Ольга.
Ангелина говорит, что незрячие с собаками-поводырями были в Южно-Сахалинске и до нее, но она стала первой пациенткой поликлиники, которую согласились пускать внутрь с животным. Администрации поликлиники пришлось менять правила посещения для инвалидов по зрению и согласовывать решение с министерством социальной защиты региона.
У себя во дворе Ангелина принципиально всегда убирает за собакой, хотя часто этого не делают и зрячие хозяева. Она приноровилась фиксировать место, где Арси присел, ставя рядом ногу. Ольга, чтобы подруга не наступила куда-нибудь, теперь убирает газон от мусора, оставленного соседскими собаками. Так из-за появления пса по имени Арси двор Ангелины стал заметно чище.
Ольга говорит, что с появлением Арси Ангелина стала заметно общительнее и просто счастливее.
«Мы не должны быть зависимыми от кого-то — это очень тяжело. Хоть постоянно и заверяешь Ангелину, что это не так, что помощь друзей искренняя. Но ты не всегда можешь быть рядом в силу обстоятельств. Даже родственники, любящие друзья не всегда рядом. А собака всегда рядом. И она живет для тебя, и ты для нее, как у них, можно сказать, в паре», — рассуждает Ольга.
Потеря самостоятельности из-за слепоты стала для Ангелины самым тяжелым ударом, но с появлением Арси она перестала считать себя обузой для своих друзей. И сам Арси стал для нее другом.
«Когда появился Арси, я поняла, что вопрос не в породе, вопрос не в размере животного. Я забочусь об этом животном, а оно заботится обо мне. Когда есть отношения, уже неважно, кто это. Это просто твое. Просто ты любишь».
В прошлом году тренеры и волонтеры учебно-кинологического центра «Собаки — помощники инвалидов» воспитали и передали незрячим больше двадцати верных поводырей. Подготовка одной собаки —кропотливый и дорогостоящий процесс. Нужно покупать породистым псам хороший корм, обеспечивать их медицинское сопровождение, платить тренерам, оплачивать аренду помещения центра с тренировочным залом и вольерами. Пожалуйста, подпишитесь на ежемесячное пожертвование в пользу центра, чтобы еще больше незрячих людей могли почувствовать себя свободными.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»