«Богословы» — серия, снятая в июле 2021 года в летнем лагере богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Лагерь расположен вблизи Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской области, и автор проекта, сам в прошлом студент этого университета, бывал здесь неоднократно. Конечно, назвать богословами всех участников лагеря — вольность художника. В православной традиции только три человека удостоились этого звания: апостол и евангелист Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов, что уж говорить о простых студентах
Мне давно хотелось снять проект про людей, которые занимаются богословием, — студентов, преподавателей и ученых. Это отдельный мир со своей особенной атмосферой. Учеба здесь тесно переплетается с богослужебной жизнью. Отличие студентов богословского факультета от студентов обычного вуза бросается в глаза, когда приходишь в ПСТГУ: человек, постоянно размышляющий о тайной природе вещей и соизмеряющий с этим свою жизнь, резко выделяется на фоне ровесников, у него иные цели и приоритеты.
Место, выбранное мной для съемок проекта, тоже особенное. Богословский лагерь — это отдельное явление в жизни Русской православной церкви. Здесь студенты богословского факультета по-новому знакомятся друг с другом, становятся единой общиной. В лагере происходит совмещение теории и практики богословия: лекции и занятия соединяются с постоянной молитвой, исповедью и литургией. Для многих лагерь становится местом приобщения к церковной жизни, возникает понимание, что богослов — это не только тот, кто занимается богословием как наукой, богословие должно пронизывать всю жизнь.
Все, что наполняет жизнь в лагере: молитва, послушания, занятия, беседы у костра, — это не муштра, не развлечение и не экзотическое времяпрепровождение, это способ пожить общиной. В отличие от других церковных общин, это временная община, после завершения лагеря все вернутся к жизни своих приходов, кто-то, конечно, присоединится к общине университета. Как показывает время, жизнь в лагере оставляет впечатление на всю жизнь. Начальник лагеря Николай Емельянов, студент третьего курса, сказал в своей заключительной проповеди: «Теперь, где бы мы ни встретились — в этом мире, в другом мире, — мы всегда сможем друг друга узнать сердцем, узнать по преломлению хлеба, потому что целый месяц мы жили вместе, вместе молились, вместе служили литургию».
Распорядок в лагере: утренний подъем, молитва (несколько раз в неделю утро начинается с литургии), завтрак, потом послушания — примерно с 10 до 14. В послушания входит работа на ферме, в квасной, в медовой или свечной, а также уборка территории монастыря. Девочки часто занимаются цветниками, мальчики очищают склоны от кустарников и сорняков, убирают монастырские территории, чистят ферму от навоза. Этим летом большую часть времени стояла жаркая погода, и работать под палящим солнцем было непросто.
На послушание идут не все. Небольшая группа, которая меняется изо дня в день, отправляется в летнюю школу. Преподаватели различных кафедр ведут занятия — это, как правило, чтение и разбор различных текстов.
После обеда тихий час — чтобы ребята успевали отдохнуть, побыть наедине с собой. В лагере ты постоянно находишься в контакте с другими людьми (студентов много — одновременно бывает до 80 человек) — и от этого устаешь. А в это время никто ни с кем не общается: кто-то спит, кто-то читает, кто-то просто созерцает.
После тихого часа начинается лекторий. Преподаватели рассказывают про свои научные исследования (богословские, социологические, философские, филологические) или делятся познаниями в других областях: музыке, культуре других народов или истории. Для преподавателей приезд в лагерь — это тоже опыт совмещения теории и практики богословия.
После ужина — беседа у костра. Это могут быть рассказы о временах основания университета, ответы священников на различные вопросы, диспут на заданную тему. Беседа часто заканчивается совместным пением. После костра — вечерняя молитва и чин прощения, когда все насельники просят друг у друга прощения после проведенного вместе дня, это монастырская практика, принятая и переосмысленная в лагере. А потом уже отбой — не спит только комсостав, который планирует следующий день.
Сегодня студенты Свято-Тихоновского гуманитарного университета — это в основном дети из воцерковленных семей. «Поповичей» — детей из семей священников — всего десятая часть. Но есть и те, кто в старших классах увлекся литературой или философией и понял, что хочет больше узнать о мире христианства. Вообще, частая причина поступления на факультет — это желание углубиться в вероучение. Верующий человек нуждается в осмысленности. Среди студентов есть и те, кто собирается становиться священником. Вместе с основным курсом они получают специальное образование в отдельной структуре, занимающейся подготовкой будущих пастырей.
Я сам не из церковной семьи. Пришел к вере незадолго до поступления в Свято-Тихоновский университет. Здесь фактически совершилось мое воцерковление. Я поступил на богословский факультет, потому что мечтал изучать восточные и классические языки (кафедра восточно-христианской филологии и древнехристианской письменности находится на богословском факультете). Это было мое второе высшее образование, сначала я окончил авиационный институт. Но на третьем курсе я понял, что не хочу становиться ученым-филологом, что хочу полностью посвятить себя фотографии.
Я был в лагере шесть раз. Ездил туда как фотограф. В первый свой лагерь, в 2015 году, я сделал для себя важное созерцательное открытие: я узнал, что такое русский пейзаж.
Был вечер, все отправились на Оку купаться. Я немного посидел у речки и пошел обратно в лагерь. И помню: иду — вокруг поле, стога, предзакатный скользящий свет (кстати, именно этот свет я чаще всего использовал в своем проекте)… Я снимал окружающее: дорогу, канавы, кусты. И вдруг я понял, что имел в виду Левитан, когда писал свои картины. До этого его лаконичный стиль был для меня непонятен. Не зря его называют лириком: он только намекает нам на что-то хорошо знакомое русскому человеку — равнину, вечерний свет, изгороди… Щемящая атмосфера, места самых важных в жизни раздумий.
Я ощутил себя зрителем XIX века, который знал только пейзажи Тосканы или Швейцарии, но вдруг пришли передвижники и показали ему мир вокруг: леса, равнины, дворики по соседству.
Богословие в чистом виде со стороны может показаться такой же сложной наукой, как, допустим, высшая математика. Но, как и из высшей математики, из него есть выход на практический уровень. Богословие касается важнейших смыслов, не только Божественного действия в мире и опыта богообщения, но и, например, вопросов семьи или власти. С точки зрения опыта богообщения и семья, и власть имеют потустороннюю сущность, как и любые другие общественные феномены. Современный кризис показывает, что светское общество не может найти твердых оснований ни первого, ни второго. Богословие дает человеку очень важную перспективу, особый взгляд на мир. Оно не про то, сколько ангелов помещается на кончике иглы, а про твою и мою жизнь здесь и сейчас.
Записала Инна Кравченко
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»