«Будем идти до конца». «Детям ГУЛАГа» отказали в первом в истории иске к Госдуме
Верховный суд отказался принять коллективный иск «детей ГУЛАГа» к Госдуме с требованием признать незаконным ее бездействие. Парламент не исполняет постановление Конституционного суда о том, что жертвы сталинских репрессий должны получить жилье в городах, откуда выселили их семьи. Об этом «Таким делам» сообщил юрист Григорий Вайпан, представляющий интересы истцов.
По его словам, пока неизвестно, почему Верховный суд отклонил иск, так как текст определения еще не получен. Защита будет обжаловать это решение.
«По данным Конституционного суда, с 2010 года Госдума не исполнила 35 его решений, — пояснил Вайпан. — При этом суд признается, что у него нет возможности контролировать исполнение своих решений. Иск “детей ГУЛАГа” — это первый случай [в России], когда одна из самых пострадавших категорий граждан, люди весьма преклонного возраста, решили взять исполнение постановления в свои руки».
Одна из истиц Алиса Мейсснер сказала «Таким делам», что все равно надеется на положительное решение проблемы с обеспечением жильем детей жертв репрессий.
«Думаю, здесь просто один перекладывает все на плечи другого, чтобы вдруг не оказаться виноватым. Но мы бьемся за свои права очень долго и уже готовы идти до конца», — отметила Мейсснер.
В качестве истцов выступают 23 человека из числа детей репрессированных. Самому старшему истцу 89 лет, младшему — 64 года. В числе политических репрессий, которым подверглись их родители, — уголовные преследования по решениям судов, «особых совещаний» и «троек», этнические депортации, раскулачивание, высылки членов семей «врагов народа».
Все истцы имеют статус реабилитированных жертв политических репрессий, поскольку их выселили вместе с родителями или они родились в ссылке. Заявители добиваются возвращения в Москву, Петербург, Орловскую и Ростовскую области, Ставропольский и Краснодарский края, Крым.
По закону 1991 года «дети ГУЛАГа» имеют право получить социальное жилье там, где жили их семьи до репрессий. В июле 2020 года правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому дети репрессированных людей попадут в общую очередь и смогут получить жилье только через 25—30 лет. Законопроект прошел первое чтение, но после критики его сняли с рассмотрения.