«Не обвинять, не ругать, не пытаться объяснить, как важно есть капусту». Что делать, если ребенок отказывается от еды
Дети часто отказываются есть и не хотят пробовать какие-то продукты. В подавляющем большинстве случаев это нормальная реакция ребенка, но это также может быть одним из признаков расстройства избирательного потребления пищи. «Такие дела» поговорили с экспертами по детскому питанию о том, что это за диагноз, как отличить его от простого нежелания есть и что делать, если ребенок наотрез отказывается от каких-то видов продуктов.
Что такое расстройство избирательного питания
Расстройство избирательного питания, или избегающее/ограничивающее расстройство потребления пищи (ИОРПП), — относительно молодой диагноз, который был официально признан и внесен в DSM-5 только в 2013 году. В международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) он также числится в качестве отдельного заболевания в разделе расстройств пищевого поведения (РПП).
Как и другие РПП вроде булимии или анорексии, ИОРПП существенно ухудшает качество жизни пациентов: человек с этим расстройством начинает стремительно терять вес — вплоть до истощения.
Критерии ИОРПП
«То есть расстройство обусловлено внутренними факторами в сочетании с периодами повышенной нагрузки», — резюмирует эксперт.
Анна Коршунова объясняет, что заметить такие особенности нервной системы заранее невозможно, а запустить расстройство избирательного питания может практически любой внешний стресс, связанный с сильными переживаниями — по поводу детского садика, ссоры с подругой, своего здоровья.
«Когда у нас детки вдруг в восемь-девять лет начинают в принципе понимать, что такое болезнь, что такое смерть, это становится очень серьезным потрясением. То есть речь идет о тех проблемах, с которыми дети сталкиваются в период своего развития», — добавляет специалист.
Чем опасно расстройство?
Проявляется ИОРПП в виде повышенной тревоги по отношению к еде, которая одновременно очень интересует ребенка и вызывает у него иррациональную неприязнь. Дети начинают отказываться от конкретных продуктов, не хотят пробовать новые виды пищи. Принципы, по которым они избегают какой-то еды, могут быть любыми: цвет, форма, запах, видовая принадлежность.
«Это касается не того, что ребенок любит или не любит тот или другой продукт, а того, что ребенок становится тревожным, взволнованным, еда вызывает тревогу, — говорит Анна Коршунова. — И дальше его ограничения в еде начинают носить несколько странный характер, который нельзя объяснить вкусовыми предпочтениями: он то не ест одно, то не ест другое, постепенно спектр продуктов все сильнее и сильнее сужается».
По словам специалистов, расстройство не может пройти само по себе. Если состояние ребенка не корректировать, то тревога будет только нарастать, а питание — скудеть, что приведет к истощению и задержкам в психическом развитии. В особо тяжелых случаях детям может потребоваться госпитализация. По словам Коршуновой, то, как ухудшается состояние пациента и насколько быстро это происходит, индивидуально и зависит от интенсивности проблемы.
«Когда ребенок истощен, есть угроза здоровью, восстанавливать его в амбулаторных условиях мы не можем, только в стационаре, — говорит Анна Коршунова. — Потому что в таком случае есть ряд опасностей, которые нам нужно аккуратно пройти. Печень, например, у ребенка еще только развивается, то есть мы не можем дать ему полноценную пищевую нагрузку в таком возрасте, на косточки нужно смотреть, чтобы они восстановились, много всего».
Отличить ИОРПП и нежелание есть капусту
Подозревать такой диагноз у всех детей, которые не любят или отказываются есть те или иные продукты, неправильно, подчеркивают эксперты. Одно из главных отличий ИОРПП от нежелания есть — ребенок, у которого нет расстройства, может не хотеть есть один продукт, но спокойно заменяет его другим и при этом наедается.
При расстройстве избирательного питания дети отказываются не от конкретного продукта, а от целой группы (критерием может быть категория пищи: мясо, молочные продукты). Помимо этого, при ИОРПП ребенок физически не может проглотить еду, если же его заставляют это сделать, у него может начаться желудочно-кишечное расстройство.
«Важно понимать, что это связано не со вкусовыми предпочтениями, а именно с тревогой и внутренним напряжением ребенка», — говорит Анна Коршунова.
Специалист также подчеркивает, что ИОРПП в принципе может проявиться только у детей, у которых есть специфические особенности нервной системы. Нередко его диагностируют у ребят с другими особенностями психического здоровья, например с расстройством аутистического спектра (у 12,5% детей с диагнозом ИОРПП также выявляют РАС).
Следить за рационом ребенка
Специалисты подчеркивают, что ИОРПП никак не связано с домашними привычками или самой едой, хотя родители часто пытаются выстроить такую взаимосвязь.
«Родители, к сожалению, испытывают очень много чувства вины, когда у них детки заболели, и вот мама вам начинает рассказывать: это случилось, потому что я ее кормила только домашним, сама все выращивала, — говорит Анна Коршунова. — Другая мама вам расскажет: это все произошло, потому что я ее кормила только заказной едой. У кого-то в семье каждый вечер есть традиция совместного ужина. Кто-то, наоборот, ест абсолютно как хочет, когда хочет, когда доберется до холодильника. Семьи и то, как они питаются, — все абсолютно разные, а симптомы болезни довольно похожи. Нет никакого подтверждения тому, что существует какая-то взаимосвязь между режимами питания в семье и развитием каких бы то ни было пищевых нарушений у ребенка».
В то же время диетолог Лидия Ионова отмечает, что всем родителям необходимо следить за тем, как питается их ребенок и требования к этому аналогичны требованиям к питанию любого человека. Одно из основных правил — необходимо есть в спокойной обстановке. Излишняя родительская тревога контрпродуктивна, обращает внимание специалист.
«Если взрослые очень сильно тревожатся, дети это чувствуют, — объясняет эксперт. — Поэтому, конечно же, родителям имеет смысл в первую очередь работать со своей собственной тревогой, чтобы кормить детей в состоянии спокойствия и безопасности».
Помимо этого, необходимо следить за рационом ребенка. По словам диетолога, еда любого человека должна быть разнообразной.
Ежедневно в рационе должны присутствовать пять основных групп продуктов:
- овощи;
- фрукты;
- источники белка;
- крахмалистые крупы (источники сложных углеводов);
- растительные масла или орехи.
«Пожалуй, беспокойство может быть у родителей, если ребенок категорически отказывается есть что-то из целой группы продуктов. Если целая группа отсутствует в его рационе, это уже, конечно, не очень хорошо», — считает Лидия Ионова.
Для расширения детского рациона диетолог советует предоставлять детям возможность пробовать «разные продукты в разных местах», например в путешествиях. Нужно акцентировать внимание ребенка на том, что ему нравится.
Кроме того, Лидия Ионова отмечает важность первого прикорма маленьких детей. Начинать знакомить грудничков с едой необходимо именно с овощей, а не с фруктов или сладких каш, которые в дальнейшем могут негативно сказаться на пищевых предпочтениях.
Если из рациона ребенка пропадает группа продуктов и справиться с ситуацией самостоятельно не удается, нужно обратиться к специалистам, которые могут назначить анализы и помочь скорректировать питание. По словам Лидии Ионовой, для корректировки пищевых привычек может быть достаточно нескольких приемов у квалифицированного диетолога.
«Обычно люди приходят к диетологу, он исследует питание ребенка, назначает в случае необходимости анализы и, соответственно, дает свои рекомендации. Родители идут эти рекомендации выполнять», — говорит специалист.
При этом Ионова подчеркивает, что важно обратиться именно к диетологу, а не к нутрициологу, потому что «нутрициолог — это человек без медицинского образования, в отличие от диетолога». Такой специалист не сможет назначить ребенку анализы, оценить их результаты и сделать медицинские выводы.
«Но именно исследование состояния здоровья — первый шаг на пути к корректировке рациона», — отмечает Ионова.
Лечение ИОРПП
Если же у ребенка есть признаки ИОРПП, в том числе повышенная тревожность в отношении еды, немотивированный отказ есть, из его рациона пропадают целые группы продуктов, то понадобится помощь психолога и профильных специалистов.
«Мы рекомендуем обращать внимание на повышенное напряжение, тревогу ребенка.
Начать можно с визита к психологу, если вы видите, что ребенок очень напряжен, плохо ест, не испытывает никакой радости от приемов пищи, совместных с семьей, и вообще еда вызывает много тревоги», — отмечает Коршунова.
Несмотря на то что ИОРПП — хроническое расстройство, которое может возвращаться в течение всей жизни при серьезных стрессах, оно успешно поддается корректировке при правильном подходе.
«Лечение ИОРПП всегда трехкомпонентное, — говорит Анна Коршунова. — Психотерапия, медикаментозное лечение и корректировка пищевого поведения. Вот по этим трем компонентам мы работаем».
Аналогичным образом специалисты помогают пациентам, у которых ИОРПП сочетается с расстройством аутистического спектра: применяются психотерапия выбора, противотревожные или антидепрессивные медикаменты, вместе с консультантом по питанию восстанавливаются «хорошие отношения с едой».
Квалифицированную помощь пациентам с ИОРПП в России оказывают как в платных частных, так и в государственных медицинских центрах, занимающихся лечением расстройств пищевого поведения.
Эксперты обращают внимание на необходимость своевременного обращения к специалистам. Игнорирование проблемы или насильственное кормление могут только усугубить состояние ребенка. «Такие дела» опубликовали колонку Риммы Авшалумовой, в которой она рассказала о том, что в детстве ее насильно заставляли есть и как это отразилось на ее дальнейшей жизни. Прочитать ее текст можно по ссылке.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам