Мой любимый марсианин
Когда Ольгу Королеву просят объяснить, каково это — взять под опеку ребенка, она говорит: «Представьте, что к вам в семью попал марсианин». Маленький инопланетянин не понимает, что в земных семьях по утрам домочадцы сами готовят завтрак и убирают за собой постели. Не представляет, что можно собрать грязную одежду и положить в стиральную машинку. Что игрушка, которую ему подарили днем, не исчезнет ночью, а значит, можно спокойно положить ее на полку и вернуться к игре завтра. Может оказаться, что на его планете нянечки — там они заменяют родителей — никогда не подходили к марсианину и не вытирали ему сопли, поэтому он не знает, почему взрослые теперь так из-за них переживают
Ребенок растет, противоречия накапливаются. Родителям кажется, что они что-то делают неправильно. Работа Ольги в хабаровской организации «Чужих детей не бывает» заключается в том, чтобы помочь семье всеми возможными способами преодолеть кризисные моменты. Она сама — мама трех «самодельных» и трех приемных детей. Поэтому о трудностях контакта с «инопланетными цивилизациями» знает не понаслышке.
В чем благодарность
Первый раз Ольга попала в детский дом после того, как четырнадцать лет назад родила третьего ребенка. У опытной мамы в декрете было много свободного времени, и она вступила в волонтерскую группу, которая собирала подарки для сирот на праздники. Ее дочь в это время училась в институте культуры, и они решили организовать танцевальный кружок в одном из сельских детдомов.
Чем чаще Ольга видела, как устроена жизнь сирот, тем больше понимала, что подарками взрослые не помогают детям, а может, и наоборот — вредят.
«Мы это делаем с душевным порывом, думаем, что вот мы придем, подарок подарим, ребенок обрадуется. Но в детском доме у старших детей сразу включается калькулятор. Они уже знают, за сколько этот подарок можно продать. Мы их сами приучаем к этому», — рассказывает Ольга.
Ольгу стали коробить праздники в честь Дня матери в детдомах: «Дети рассказывают стихи про маму, песенку про маму поют, все умиляются, а ты сидишь… И такой диссонанс… У них же нет мамы! И со временем я пришла к тому, что нужно делать что-то другое».
Ольга оформила для воспитанников гостевой режим. Они приходили к ней на выходные и смотрели, как живет обычная семья. Сначала — двенадцатилетняя девочка Лена. А когда Лена выпустилась из детского дома, к Ольге в гости попали два брата: пятнадцатилетний Ваня и тринадцатилетний Виталя. Королева вспоминает, что это получилось случайно. Ей позвонила директор детского дома и сказала, что всех ребят разобрали на каникулы по семьям, а братья остались в учреждении. К тому моменту Ольга решила, что готова взять под опеку ребенка. Поэтому, когда каникулы подошли к концу, они с мужем спросили у братьев, не хотели бы те остаться насовсем. Мальчишки согласились.
Жизнь в семье оказалась не такой, как они себе представляли. Ольга вспоминает, что в первый выходной, когда братья уже были под опекой, они возмутились: почему никто не ведет их в кино, театр или кафе? Подростки привыкли, что в гостевом режиме взрослые постоянно их развлекали. Мальчики не знали, как выглядят сырая картошка и свекла, не могли купить хлеб в магазине. Ольга подарила Ване спортивный костюм, который он очень хотел, но стоило выйти на прогулку — и через десять минут он вернулся домой в порванной одежде.
С учебой тоже все было сложно. Из-за многолетней педагогической запущенности мальчики учились в коррекционной школе: там преподают только самые простые предметы. Ваня, придя в семью, мог читать всего 28 слов в минуту вместо нормы примерно в 200. Чтобы исправить ситуацию, приемная мама отправила его учиться чтению дополнительно. Виталя смог поступить в вечернюю школу, а дома Ольга объясняла ему, как писать сочинения. В коррекционной школе таких заданий детям не давали — «какие им сочинения!»
Взяв мальчиков под опеку, Ольга столкнулась и с тем, что теперь все желающие могут ее этим попрекать. Например, в программу коррекционной школы входило изучение калькулятора. Ольга научила Ваню и Виталю складывать большие цифры в столбик и хотела, чтобы они делали это сами и на уроках, но преподавательница их ждать не собиралась.
«Педагог сказала при всем классе: “Вот вы приемные! Она на вас получает кучу денег, а потратиться на калькулятор не может”», — вспоминает Ольга. Деньги за опеку — по десять тысяч на ребенка — ей разные люди припоминали еще не раз.
Сейчас Ваня и Виталя уже взрослые. У Вани своя семья и ребенок. Виталя недавно переехал с девушкой в другой город. Он постоянно звонит приемной матери — в отличие от брата. Ваня с Ольгой не общается.
«Многие называют это предательством, — задумывается Ольга. — Я часто слышу от приемных родителей: “Растим-растим их, а благодарности не дождемся”. Я отвечаю: “Благодарность в том, что потом они будут жить нормальной жизнью. Может быть, у них не все будет складываться. Может, они окончат не вузы, как вы хотите, а какие-то техникумы. Но какая разница? Из ребят, с которыми я общалась в детском доме, кто в тюрьме сидит, некоторые спились, а кто-то покончил жизнь самоубийством, потому что найти себя не смог. А наши живы и в порядке. Главное — им помочь, чтобы не пошли по наклонной”».
Почти экскурсовод
Ольга всегда хотела взять под опеку девочку, но вслед за Ваней и Виталей в ее жизни появился десятилетний Денис. Ей тогда опять позвонили из детского дома и сказали, что надо спасать мальчика, над которым издеваются сверстники.
«Он был слабенький. Сверстники это понимали. И педагоги тоже знали, что его можно взять за ручку, дать конфетку — и он все, что происходит в группе, расскажет. Чтобы он из-за этого не получал, его водили с собой. Он все эти программы, где трясут грязным бельем, Малахова всякого, знал наизусть, потому что сидел с воспитателями и смотрел телевизор. Но наступала ночь, и дети на нем отрывались», — рассказывает Ольга.
Попавший в семью мальчик заикался, не выговаривал половину звуков, боялся кошек и собак, воздушных шариков, громких звуков и даже пшиканья дезодоранта.
Пятнадцатилетний Денис, с которым сегодня мы вместе идем в художественный музей, без смущения вставляет занятные факты в речь экскурсовода.
С Денисом Ольге удалось пройти психолога, психиатра, получить все заключения и отправить его в обычную школу, хоть и с небольшим отставанием: в пятнадцать лет он учится в седьмом классе. Больше всего парень любит историю, литературу, географию и обожает читать. Из-за того, что Денис родился недоношенным, в его поведении сохранились некоторые особенности. Например, он может отвлечься на улице, забыть, куда шел, и потеряться. Иногда его приходится искать с полицией. Ольга рассказывает об этом совершенно спокойно и добавляет, что приемным родителям надо быть готовыми ко всему.
Ольга Королева становилась все более опытной мамой и все яснее понимала, что семьям с приемными детьми надо держаться вместе и помогать друг другу. Она вошла сначала в городской совет опекунов, потом — в краевой и в 2014 году познакомилась с хабаровской общественной организацией «Чужих детей не бывает». НКО занимается профилактикой сиротства — адаптацией детей-сирот, поддержкой приемных семей, помогает семьям в кризисе. Все ради одной цели — чтобы на Дальнем Востоке сирот совсем не осталось.
Ольга несколько лет была волонтером организации, а в прошлом году ей предложили устроиться туда на работу — курировать проект «Включайся и будь успешен», который реализуется вместе с московским фондом «Хранители детства». Весь учебный год его участники, сироты от четырнадцати лет до двадцати одного года, слушают семинары по профориентации и ходят на экскурсии на местные предприятия. В конце те, кто успешно заканчивает проект, попадают на стажировки.
У Королевой уже был похожий опыт. В 2017 году она разработала проект по профориентации детей-сирот для хабаровской АНО «Позитивный дом». Тогда участники по выбору могли выучиться на мастера маникюра, кассира со знанием программы «1C», видеооператора или освоить фотошоп. Обычно такие профессии выпускникам детских домов не рекомендуют. Предлагают идти либо на повара («В доме всегда будет кусок хлеба»), либо, если они плохо учатся, на озеленителя или штукатура-маляра.
«От всех остальных вариантов они, получается, сразу отрезаны», — сетует Королева.
Новой работе Ольга обрадовалась. Ее задача — организовывать экскурсии и договариваться с местными компаниями, готовыми взять детей на стажировку, а потом контролировать их работу. Участвовать в проекте могут и дети из приемных семей. Например, Денис этим летом смог поработать экскурсоводом в краеведческом музее: профориентационный тест выдал, что работа музейным или архивным сотрудником подойдет парню лучше всего.
«Экскурсовод — это не та профессия, что сразу приходит в голову, когда задумываешься, кем хочешь стать. Если бы ребенок не попал в программу, он бы никогда не понял, что может и это, — говорит Ольга. — Первые две-три минуты он заикался во время экскурсии, а потом у него все полилось как по маслу! Там на входе стоит чучело мамонта. Он про этого мамонта может час рассказывать, потому что столько прочитал, столько роликов про мамонтов посмотрел».
После нашей экскурсии по художественному музею Денис спрашивает у Ольги, получится ли у него пройти стажировку еще и здесь.
Сигнал SOS
Вскоре после того, как Ольга пришла работать в «Чужих детей не бывает», она взяла на себя еще один проект — сопровождение семей с приемными детьми. Он появился, потому что общественники заметили: среди их друзей и знакомых стало больше отказов от опеки. Это всероссийская тенденция. Еще в 2020 году детский омбудсмен Анна Кузнецова рассказала, что за последние три года в стране на 10 процентов выросло число возвратов детей государству.
«Я против отказов, но никогда не смогу осудить приемных родителей, потому что это бывает очень тяжело. Иногда до такой степени крышу рвет, что не знаешь, куда бежать», — говорит Ольга.
По ее опыту, часто родители не понимают, к кому обратиться с проблемами приемных детей, а они могут быть действительно серьезными. Бывает, подростки начинают ломать мебель или технику, могут жаловаться на кровных детей без причины и сталкивать лбами домочадцев, воровать. В кружках они часто не задерживаются из-за плохого поведения. Это все следствие пережитых травм, но на свои жалобы родители часто получают и от психологов, и от врачей, и от преподавателей в школе один ответ: «Откажитесь от ребенка, зачем себя мучить».
В «Чужих детей не бывает» разработали алгоритм поддержки семей, которые столкнулись с трудностями. Сначала Ольга собирает всю информацию у мамы. Потом в сопровождении еще одного сотрудника НКО едет домой и оценивает обстановку в семье, разговаривает со всеми домочадцами, выстраивает план спасения. В него могут входить бесплатные сессии с психологом, который хорошо знаком с темой сиротства, занятия с логопедом. Если у семьи проблемы с деньгами, ей помогут продуктовыми наборами и одеждой для детей, если нужен ремонт — стройматериалами. И каждую субботу Ольга проводит встречи с приемными мамами.
«Мы сами себя вытаскиваем, знаете, как общество бывших алкоголиков. Приемные родители собираются вместе, начинают обсуждать проблемы, и оказывается, что не все так страшно. У Маши ребенок так же писается, как у Лены. У Пети такие же сопли, как у моего», — рассказывает Ольга.
Сейчас на сопровождении у Ольги пятнадцать семей. Ни один ее вечер не обходится без звонков приемных мам, которые иногда просто хотят выговориться человеку, который всегда поймет. Пожалуйста, поддержите организацию «Чужих детей не бывает» любым пожертвованием! Это крупнейшая НКО на Дальнем Востоке, которая системно решает проблему социального сиротства. Такие специалисты, как Ольга, работают, чтобы ни одна семья не оказалась в безвыходной ситуации, а значит, ни один ребенок не попал снова в детский дом.
Материалы выпущены при поддержке благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»