Сказке быть
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/01_nenkor-69.jpg)
В сентябре на унылую бледно-зеленую стену смоленского детского дома «Гнездышко» ворвалась яркая, сочная сказка. Весь тусклый лестничный пролет, заляпанный за долгие годы десятками детских ладошек, преобразился. Здесь, в избушке на опушке леса, поселились дед с бабой и Курочка Ряба. Расписанная в «Гнездышке» стена стала десятой работой московского художника Анны Ненкор в ее арт-проекте «По адресу». Уже несколько лет Анна расписывает стены детских домов сюжетами из русских народных сказок. Ее цель — не просто сделать часть пространства в детском доме ярче и жизнерадостнее, но и говорить с детьми все дни, что она расписывает стены. Сказать им то, что ей самой хотелось бы услышать в детстве. Вселить уверенность, расширить горизонты и на собственном примере объяснить важные вещи: можно быть успешным, можно выбрать любой путь, можно не бояться идти своей дорогой
Анна Ненкор выросла в провинциальном детском доме города Мценска Орловской области. Ей стоило больших трудов не сгинуть и прорваться в те самые золотые 10% бывших детдомовцев, которые, по статистике, справились с собственной жизнью и встали на ноги. Но только в 30 лет она позволила себе заниматься тем, что увлекало ее с детства: живописью и искусством. Анна — художник-самоучка, получить классическое образование помешали суровые жизненные обстоятельства. А теперь ее красочные работы украшают частные коллекции во многих странах мира.
Не унывать и не сдаваться
«Каждое утро я просыпаюсь и говорю: “Я Анна Ненкор, и в моей жизни происходит только хорошее”. Так жить и мыслить я научилась относительно недавно. Когда поняла, что надо взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Это очень сложно для человека, выросшего в детском доме. Не ждать, что кто-то примет за тебя решение, что все само как-то случится, что кто-то тебе должен, потому что тебе не повезло в детстве. Я жила много лет с чувством, что на мне клеймо “детдомовский ребенок”, хотя на самом деле людям вокруг было на это все равно, я сама себе его поставила. А потом вдруг осознала, что это пройденный этап. Все. Мне 39 лет. И офигеть, как я со всем справилась. Невозможно всю жизнь оглядываться назад. Я смотрю только вперед. Все зависит от меня».
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/02_nenkor-56.jpg)
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/03_nenkor-59.jpg)
Анна родилась в городе Болхове Орловской области. Знает, что была болезненным и не очень желанным ребенком. Отец растворился в тумане. У мамы на руках уже был годовалый сын. Властная бабушка, заправлявшая всем в семье, лишнему рту воспротивилась и довольно быстро сдала внучку-обузу в дом малютки.
То, что у нее есть родственники и они живут совсем близко, Аня узнала только в 10 лет, случайно, почти как в индийском кино. В середине девяностых российскими детскими домами активно интересовались зарубежные усыновители, меценаты и международные общественные организации. Детей не только навещали в интернатах, но и вывозили по обмену в Европу: мир посмотреть, себя показать. Возвращаясь из такой поездки в Данию, в самолете, забитом детьми из разных детских домов, Аня услышала, как незнакомые воспитательницы в разговоре несколько раз повторяли ее фамилию. Оказалось, что на борту ее 11-летний брат. Их познакомили. Как выяснилось, позже бабушка сдала в систему и его, а маму с нервным расстройством упекла в психиатрическую больницу. Мальчик жил в другом детском доме, но связь с кровной семьей не потерял: бабушка с тетей его навещали и забирали на каникулы.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/04_nenkor-28.jpg)
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/05_nenkor-53.jpg)
Через пару недель после возвращения из Дании на пороге Аниного детского дома появилась ее родная тетя, сестра мамы. И забрала девочку на выходные домой. Так Аня познакомилась с бабушкой и другими родственниками. Тете очень хотелось, чтобы Аня знала, что у нее есть мама. Она рассказывала про их непростую жизнь, про мамину болезнь и даже умудрилась договориться, чтобы девочку пустили на встречу с мамой в больницу. Аня запомнила ее худенькой до прозрачности, почти налысо постриженной растерянной женщиной с высокими скулами и аристократичными чертами лица.
«Долгое время у меня был страх: вдруг и у меня будут проблемы с психикой. Но когда я подросла, пообщалась с соседями, поняла всю ситуацию, мне стало ясно, что бабушка ее просто сломала. Она была женщина с очень тяжелой энергетикой. Это чувствовалось, когда она даже просто стояла рядом», — вспоминает Анна.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/10_an-9.jpg)
Анна говорит, что давно всех отпустила и не держит обид за свое детство. Многих уже нет в живых, а прошедшей зимой умер и брат — последняя ниточка из прошлого. С его уходом семейная страница окончательно перевернулась.
Нет шаблонам
Выбор пути у детей в детских домах, особенно провинциальных, всегда искусственно очень ограничен. Список мест, куда пойти учиться после девятого класса, был совсем небольшим: швея, садовод, тракторист, сантехник. От мысли идти проторенным путем в швеи Анну воротило. Она размышляла, чем бы хотела заниматься, и поняла — живописью. Значит, нужно поступать в художественное. Девочку в ее решительном настрое идти своей дорогой поддержала молоденькая медсестра детдома. Они действовали как две заговорщицы — втайне от всех медсестра отвезла Аню подать документы в областное художественное училище. Несмотря на все трудности, авантюра с поступлением удалась.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/07_nenkor-29.jpg)
В Орловском художественном училище 16-летняя Анна оказалась первым студентом из «системы». Сотрудники администрации совершенно не представляли, что с ней делать, и не особенно старались помочь. Они не знали, что ей положено общежитие, бесплатная сезонная одежда, питание и все необходимое для учебы: даже после поступления несовершеннолетний ребенок из детского дома остается на попечении государства.
Место в общежитии Анна пробила себе сама. Днем кормили в столовой обедами, в остальное время приходилось голодать и выкручиваться. С началом зимних холодов одетая не по погоде девочка простудилась и попала в больницу с воспалением легких. За эти несколько недель из общаги ее выписали. И после больницы оказалось, что ей некуда идти. Нет жилья — невозможно продолжать учебу.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/08_nenkor-33.jpg)
«Я с таким боем пробивала себе жилье перед началом учебы, второй раз повторить этот путь после болезни у меня не хватило сил». Аня сдалась, забрала документы и под насмешки однокашников вернулась в Мценск.
Ее пристроили в местную общагу. В крыле жили господа с зависимостями, которые регулярно вышибали дверь в ее комнату. Пришлось учиться выживать и отстаивать себя. Анна работала на рынке, торговала школьными принадлежностями, страдала от придирок и штрафов хозяина по каждому чиху. Но верила, что все у нее обязательно будет хорошо, она выберется. К ее соседке по общаге, где жила Анна, наведывался ухажер, работавший вахтами в Москве. И каждый раз взахлеб рассказывал юным барышням про чудеса столичной жизни. Наслушавшись сладкоголосых трелей, 18-летняя Аня накопила на билет и рванула на поезде в Москву. В полную неизвестность.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/09_nenkor-32.jpg)
Первое время ютилась на вокзале, по подъездам, хваталась за любую работу, которая дала бы возможность снимать угол. Мыла машины, торговала всякой всячиной по электричкам, работала курьером, уборщицей, барменом, обрастала друзьями и знакомыми. С подругой очень успешно шила и торговала костюмами для стриптизерш, открыла и закрыла собственный бар, была риелтором.
Перепробовала десятки занятий, но все это время продолжала рисовать: расписывала стены в баре, брала заказы как оформитель, делала витражи, керамику. И рисовала — для себя и себя. Когда нужно было выплеснуть эмоции и отчаяние, на помощь приходили холст и краски. От одного большого заказа остались три банки краски — желтой, синей и красной. Они стали началом цикла трехцветных работ.
Я могу. Я художник
«Только спустя два года после того, как я стала заниматься сугубо живописью, я смогла произнести это: “Я — художник”. Столько лет у меня были установки, что “ничего не получится”, “это не профессия”, “этим невозможно зарабатывать”. Но я смогла».
Саму себя Анна называет художником эмоциональных портретов и фантазийных картин. Считает, что именно отсутствие классического образования позволило ей выработать свой стиль, у нее нет установок, «как правильно», она рисует интуитивно. Анна развивает себя сама, много читает, ходит по выставкам, обожает художественные альбомы и собирает их. До 2022 года ее работы хорошо продавались через инстаграм и магазин на Etsy. Анна подсчитала, что ее картины уехали в 19 стран. Больше всего их в Италии и Испании. 20% от всех продаж она откладывает на поездки в детские дома.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/16_nenkor-2.jpg)
«Все стало проще, когда я поняла, что люди покупают у людей. Они считывают энергетику с картин и часто совершают покупки у тех, кто им чисто по-человечески нравится. У экспертов и коллекционеров, возможно, иной подход, но обычные люди покупают именно так», — уверена она.
В пандемию, когда вся жизнь встала, галереи, выставки закрылись, а продажи упали, Анна со скуки придумала проект «Выставка одной картины». Выходила в Москве на Чистопрудный бульвар или к Патриаршим прудам, ставила на аллее мольберт с одной работой и анонсом, что это такая выставка. И это работало: что-то продала, с кем-то познакомилась. Даже промоутера, впаривавшего ей на бульваре кредитную карточку, перевербовала так, что он пожертвовал деньги на роспись стен в детских домах. Анна тогда как раз собиралась в очередную поездку.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/15_nenkor-23.jpg)
Ее арт-проект «По адресу» уже оставил свой след в детских домах Рязанской, Ярославской, Ивановской, Ростовской, Орловской, Смоленской областей. Зимой к ним добавится еще один. Возможно, это будет Урал. Анна специально выбирает не образцово-показательные детские дома, обласканные спонсорами и властями, а те, что на периферии всеобщего внимания.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/11_nenkor-46.jpg)
В гостях у сказки
В первый раз с кисточкой в руках Анна оказалась в стенах детского дома, где выросла, в 2016 году. Случайно. Туда собиралась большая группа художников, с которыми вместе она уже расписывала стены в больницах и домах престарелых. Тогда они расписали четыре помещения в здании и уехали. Но именно там, в знакомых, пусть и сильно изменившихся стенах, у Анны родилась идея сделать собственный арт-проект, в котором ценность была бы не только в самой росписи, а еще и в общении с детьми.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/19_an-10.jpg)
Идея со сказками возникла не сразу. Поначалу это были сюжеты из модных мультиков, но, подслушав детский спор про любимые мультфильмы, Аня поняла, как быстро меняются тренды. Популярные сегодня мультперсонажи уйдут в прошлое вместе с подросшими детьми. У следующего поколения герои будут другие. И только русские народные сказки вечны.
Так на стенах появились сюжеты из «Теремка», «Царевны-лягушки», «Репки» и «Курочки Рябы», а на очереди — «Колобок». Именно он появится на стене детского дома, в который Анна поедет в эти новогодние каникулы.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/13_nenkor-54.jpg)
Детский дом «Гнездышко» — единственный детский дом в Смоленске — находится почти в центре города, во дворах, в здании бывшего детского сада. Именно сюда перед началом учебного года Анна Ненкор приехала расписывать свою десятую стену.
«Первое письмо от Анны с желанием приехать расписывать наши стены меня напрягло: кто такая, зачем ей к нам? Не могу же я пустить к детям человека с улицы. Я за них отвечаю больше, чем за своих собственных детей, — рассказывает директор “Гнездышка” Юлия Зайцева. — Покопалась в сети, посмотрела ее работы в других детских домах и решила попробовать. Первую неделю дети были в лагере, и у меня была возможность присмотреться и пообщаться. Решила, что нам повезло».
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/14_an-4.jpg)
Хотя сначала у директора и были сомнения в выборе сюжета для росписи: «Курочка Ряба» — сказка совсем детская, а большинство воспитанников — подростки, и только четыре дошкольника. Но при этом Юлия признает, что от результата в восторге все: и взрослые сотрудники, и старшие дети. Она и сама привела мужа показать картину, оживившую переход между корпусами здания. Теперь хочет уговорить Анну приехать к ним еще раз. Аня же предлагает привести местных художников, чтобы привлечь внимание к детскому дому городского сообщества. Ей бы хотелось, чтобы ее приезд становился «катализатором изменений».
«Мама-утка»
Работать в «Гнездышко» Юлия Зайцева пришла сразу после колледжа, в 1998 году, младшим воспитателем — другими словами, нянечкой. Говорит, тогда не было мыслей оставаться надолго. Просто другой работы не было. Но прикипела к детям и к делу. Знает каждую трещинку на стене и царапину на детском носу. В детских телефонах ее номер чаще всего записан как «мамуля, мама-утка, мать» — случайно обнаружила дочка Зайцевой, пробив мамин номер через специальное приложение.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/nenkor-61.jpg)
На мое замечание, почему детскому дому никто не подарит хорошую, современную детскую площадку — уличная игровая зона и веранда производят удручающее впечатление, — директор только горько хмыкает. Уже полтора года детский дом судится с нерадивым подрядчиком, ремонтировавшим крышу, из-за которого случился серьезный потоп, и до сих пор борется с последствиями залива. Шифер 1968 года на крыше смогли поменять только благодаря выигранному гранту.
«Мне кажется, скоро мои фотографии будут везде с подписью: “Осторожно, это Юлия Зайцева — попрошайка”», — говорит Юлия. Хороший ремонт в детском доме — ее мечта, бюджетом не предусмотренная. Департамент помог дыры в асфальте залатать — уже хорошо. Своих возможностей у детского дома хватает только на легкую ежегодную «косметику». А хочется в комнатах домашнего уюта.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/an-1.jpg)
«Я могу попросить краски, плинтусы, а про ремонт мне даже заикаться страшно. Добрых людей много, но все хотят делать только подарки детям. Как будто ровный светлый потолок, удобные табуретки или нормальное покрытие на спортивной площадке — это не детям. Под Новый год все просыпаются. Конфет столько, что нам не хватает таблеток от аллергии, а про ремонт никто не думает», — рассказывает о реалиях директор «Гнездышка».
Сколько стоит сказка
Бюджет каждой поездки Анны составляет 150–200 тысяч рублей. В стоимость, помимо дороги и проживания, входят хорошие, качественные краски, которые в этом году сильно подорожали, плюс подарки детям. В каких-то случаях это памперсы, в каких-то белье и другие необходимые вещи. В Смоленск она привезла несколько коробок с альбомами, акварельными карандашами, линерами, красками, пастелью и разными товарами для творчества.
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/17_nenkor-17.jpg)
«Меня саму этот проект многому учит. Прежде всего коммуникации. Мне было очень тяжело отправлять письма незнакомым людям с просьбой помочь деньгами на мой проект. Мне было невыносимо, что какие-то письма остались без ответа, — говорит Анна. — Сейчас я вижу цель и точно знаю, что кто-то обязательно присоединится. Проект открыт. Я получаю переводы по 200, по 500 рублей, и они очень ценны тем, что люди разделяют важность того, что я делаю. В этот раз откликнулся благотворительный фонд ФК “Спартак” “Красно-белые сердца”, они оплатили существенную часть красок, которых хватило не только на задуманную мной картину, но и на то, чтобы расписать песочницу и обновить картинки на детской площадке. Я научилась писать всяким богатым женщинам в соцсетях. Они иногда тоже откликаются. Например, гостиницу в Смоленске на две недели мне оплатила известная предпринимательница Снежана Георгиева. А в этот раз меня поддержал Антон Шуранов, владелец модного цветочного магазина в Москве, и другие состоятельные люди».
![](https://takiedela.ru/wp-content/uploads/2023/09/20_an-11.jpg)
Арт-проект «По адресу» Анна Ненкор тянет в одиночку. От идеи выбора сюжета, поиска детского дома, взаимодействия с администрацией до сбора денег и реализации. Говорит, что это ее очень дисциплинирует. Анна четко знает: что бы ни случилось, два раза в год она едет к детям. Даже если в момент, когда она договорилась с директором детского дома о датах, а необходимых денег на поездку нет, Анна уверена: все обязательно получится.
«Я просто знаю, что сказке быть, потому что я уже пообещала приехать к детям».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам