«Будьте моим другом»
Мария Пячиц полгода проработала в российском посольстве в Таиланде, потом вернулась в родной Петрозаводск, прошла обучение в благотворительном фонде «Арифметика добра» и теперь ищет старших друзей для детей-сирот в Карелии. Благодаря ее стараниям уже у 20 подростков появились взрослые, которые всегда на связи, могут ответить на любой, даже самый глупый вопрос, стать мостиком между детским домом и взрослой жизнью
«Мы ее забрали кое-откуда»
Мария встречает нас с младенцем на руках. Полосатая рубашка, русые волосы выше плеч, в ушах — жемчужные шарики. Рядом маленькая девочка с завитыми светлыми прядками — Поля.
Гостиная плавно перетекает в кухню. Много света. У окна рассыпаны детские игрушки — кубики, пластмассовые бублики пирамидки. На кухне девушка в черной футболке месит тесто для сырников.
«Это Фая. Моя сестра, — объявляет пятилетняя Поля. А потом добавляет шепотом мне на ухо: — Но она мне не сестра на самом деле, мы ее забрали кое-откуда, чтобы ей было легче жить. Здесь у нас пахнет хорошо, а там воняло, как будто повсюду унитазы».
Фая рассказывает, что любит готовить. А в детском доме им не разрешали притрагиваться к плите, пару раз девочки сами себе покупали пельмени и варили, но по правилам было нельзя.
Фая в семье Марии почти два года. Ей 19. Раньше она жила с мамой, в квартиру постоянно приходили незнакомые люди, шумели, пили. Девочка попрошайничала у прохожих. На вырученные деньги покупала бич-пакеты, она их называет «бичики». Это растворимая лапша.
«Сейчас я видеть не могу эти бич-пакеты, если буду голодать и мне предложат бич-пакет, я лучше умру», — фыркает Фая.
Когда они жили с бабушкой, мама хоть и не работала, но дома не пила. А после того как бабушка умерла, семья стала тратить ее наследство. Все деньги мама пропивала, на еду ничего не оставалось. Фая не ходила в школу, почти весь восьмой класс пропустила. Однажды в школу приехали органы опеки и предложили Фае отправиться в детский дом.
«Я думала, это такое унылое место на краю города, похожее на больницу. А потом мои друзья туда переехали и позвали меня с собой. Я поняла, что там у меня будет хотя бы крыша над головой и какая-то стабильность. И согласилась», — говорит Фая.
Девушка вспоминает, как они познакомились с Марией: гуляли с термосом, кормили птичек, ходили в кино. Она тогда впервые почувствовала себя рядом со взрослым, которому можно доверять. А потом ее подругу забрали в московскую семью. И Мария с мужем оформили над Фаей опеку.
Фая хочет стать парикмахером, она уже стригла и красила своих подруг. А пока подрабатывает летом на острове Кижи: продает сувениры и оканчивает колледж.
Из дипломата в наставники
Пьем чай с сырниками. У моих ног лежит собака Барни — черно-белая с рыжими пятнами австралийская овчарка. Иногда лижет мне руки.
Мария в кресле-качалке, кормит Леву и рассказывает, как в 11-м классе усиленно готовилась к экзаменам, получила по ЕГЭ хорошие баллы. Ей предложили несколько вузов на выбор. Она выбрала МГИМО. Переехала в Москву. Жила в общежитии. Ходила несколько остановок пешком, потому что не было денег на автобус. Покупала макароны «Красная цена». А некоторые ее однокурсники приезжали в институт на дорогих машинах с личным шофером. Мария изучала тайский язык, знакомилась со студентами-тайцами, играла с ними в настолки. В магистратуре преподавала тайский язык первокурсникам.
Международные отношения были ей не очень-то интересны, признается Маша. После института отбирали лучших выпускников, чтобы отправлять их в глубинку, преподавать в селах. Мария прошла отбор, но родители ее отговорили ехать. В итоге она обратилась в МИД, но, пока ей подбирали там работу, она вышла замуж. Девушке предложили поехать на год в Таиланд, работать в российском посольстве. Маша поехала, но выдержала только полгода, хотя там была хорошая зарплата — удалось даже закрыть ипотеку за квартиру. Ей там было некомфортно: вокруг оказались неблизкие по духу люди, хотелось больше смысла, чувствовать себя нужной, а не просто зарабатывать деньги. Мария написала заявление и вернулась в Петрозаводск.
Сначала девушка работала в частной школе — преподавала английский, а потом поняла, что у детей там и так все хорошо, а у нее было много сил, хотелось горы свернуть и делать что-то действительно важное. Еще учась в Москве, Мария стала наставником для мальчика из детского дома — Вовы. Ему было 12. Курировал наставничество фонд «Старшие братья старшие сестры».
«Я уже тогда понимала, что разовые поездки в детский дом с подарками — это ерунда. Ты должен быть другом, индивидуально, долгосрочно».
Мария и Вова общались больше года. У них особо не было общих тем для разговоров, Вову интересовали футбол и «Майнкрафт». Но они ходили по магазинам и в кино, Маша посещала его матчи. Катались на велосипеде по очереди, Вова демонстрировал разные трюки, а иногда показывал, как можно зайцем ехать на автобусе, а потом из него выбегать. Мария была его взрослым другом. А потом мальчика забрали в семью, и общение постепенно прекратилось.
Кто такой наставник
Мария устроилась на работу в Карельский союз защиты детей — организацию, которая поддерживает детей-сирот. Сначала была ассистентом руководителя, а потом сама возглавила союз. Узнав, что в фонде «Арифметика добра» есть программа «Наставники», которая успешно работает в Москве и ее решили распространить по всей России, Мария прошла тренинг в фонде и начала развивать наставничество в Карелии. Карельский союз защиты детей стал партнером «Арифметики добра» — фонд всесторонне поддерживает развитие программы в регионах: это и финансирование, и обучение, и супервизии, и административная поддержка (например, GR). Менеджеры фонда всегда на связи с региональными партнерами и помогают решить любые вопросы.
Мария с коллегами из союза старались установить доверительные отношения с учреждениями, проводили встречи, рассказывали о программе. С детьми поначалу было трудно. Сейчас в Карелии 190 сирот, а конкретно в Петрозаводске — 70. Сначала собрали восемь детей в комнате, разложили на столе булки, шоколадный торт, конфеты. Пока дети ели, им показывали презентацию. Два ребенка встали и ушли.
«Подумали, наверное, что наставники — это очередные взрослые, которые побудут и уйдут. Но трое детей согласились, — говорит Мария. — А наставников у нас было восемь. Представьте, какая у них образовалась конкуренция!»
По словам Маши, наставник — это такой мостик между детским домом и взрослой жизнью. Не будущий родитель, а именно друг. У ребенка не должно быть ложных ожиданий, что наставник обязательно станет приемным родителем. Также у него нельзя просить деньги — это формирует негативный сценарий: наставник начинает восприниматься как спонсор, а он совсем про другое — про поддержку, про человеческое тепло. Раз в неделю наставник обычно приезжает к ребенку, проводит с ним время — они вместе гуляют, разговаривают, готовят. Команда Карельского союза защиты детей под кураторством фонда «Арифметика добра» всячески поддерживает наставника: оказывает психологическую помощь, дает советы, направляет. Например, одна женщина взяла под крыло сестер-близняшек. Девочки сначала сопротивлялись. А потом однажды сестры заболели, и, после того как наставница навещала их в палате с соком и апельсинами, стали лучшими подругами.
Чтобы стать наставником для подростка из детского дома, нужно подать заявку на сайте «Арифметики добра» и пройти три этапа: онлайн-обучение, консультацию с психологом и однодневный очный тренинг. Но главное, что положено будущему наставнику, — это ресурсность, мотивация, опыт. Наставника подбирают под индивидуальные особенности ребенка: кому-то надо помочь с учебой, а кому-то нужна подружка, чтобы просто потусить вместе. Многие претенденты в наставники начинают с волонтерства. Союз проводит профориентационные мероприятия для подростков, зовет 10 детей и пять волонтеров.
«В этом случае не мы выбираем пару, а они сами — кто с кем подружится. Когда ребенок выбрал сам, он несет за это ответственность. И это идеальная схема», — считает Мария.
«Будешь моим наставником?»
На прогулке у Онежского озера мы знакомимся с Аней и Егором. Они очень похожи — одеждой, походкой и даже веснушками.
Аня — графический дизайнер, а еще она рисует комиксы про Карелию. У Ани есть собака хаски. Она говорит, что для нее важно чувствовать себя полезной и нужной, ей многим хочется поделиться.
«Помнишь, Егор, как ты подошел ко мне и сказал: “Привет, будешь моим наставником?”»
Егор рассказывает, почему он выбрал Аню. Говорит, что она сразу ему понравилась, он почувствовал к ней теплоту. И сейчас может поделиться с ней тем, что происходит в его жизни, попросить о помощи. А еще мечтает научиться готовить, в следующие выходные они планируют приготовить пиццу.
Карельский союз защиты детей при поддержке фонда «Арифметика добра» помог уже 20 подросткам обрести надежных взрослых друзей. Поддерживают наставников специалисты — куратор, психолог и координатор. Давайте поможем оплатить их работу, чтобы и у остальных детей появились рядом надежные взрослые. Пожалуйста, оформите пожертвование на любую сумму! Спасибо.