Один пшик до зависимости. Как люди «подсаживаются» на капли в нос
Этот ментоловый вкус. Стоит только достать новую дозу — и становится легче дышать. Все карманные деньги уходят только на это. Речь идет не о сигаретах или психоактивных веществах. Люди по всему миру привязываются к обыкновенным сосудосуживающим каплям. «Такие дела» поговорили с девушкой, которая была зависима от них 15 лет. И обсудили с лор-врачом, как побороть привычку пшикать в нос, чтобы чувствовать себя лучше.
«Давали деньги на обед, а я покупала капли»
Катерина не могла нормально дышать носом с раннего детства. Мама заметила это еще в роддоме. Позже, когда девочка ела суп, перед каждой следующей ложкой вдыхала воздух ртом. А как только ложилась спать, нос закладывало — приходилось сидеть на кровати или бродить по комнате. Слизистая реагировала на все: пыль, влажность, сухость. «Я постоянно ощущала, будто в носу мало места для воздуха», — вспоминает Катерина.
Ей поставили диагноз «аллергический вазомоторный ринит». А когда девочке исполнилось шесть, бабушка выдала ей капли — «из лучших побуждений».
«Появилось чудесное чувство, — рассказывает Катерина. — Отек уходил, появилось место для воздуха. Теперь я могла спокойно спать и есть — раньше я и не представляла, чего была лишена».
Сначала внучка капала в нос каждый вечер. Но постепенно стала делать это чаще: пару раз в сутки. «Остаться без флакончика становилось все страшнее. Днем у меня получалось отвлечься, но ночью было тяжело — я боялась, что не смогу спать», — признается Катерина.
В девять лет родители отвели ее к врачу. Девочке удалили аденоиды, но лучше дышать она не стала. Ее приводили к новым специалистам, но никто не помогал. Максимум выписывали другие капли и отправляли домой.
В 13 лет девочка стала сама покупать флакончики. «Мне давали деньги на школьный обед, а я покупала капли, — рассказывает Катерина. — В аптеке на районе меня уже узнавали — я стала постоянной посетительницей». У Катерины даже были вкусовые предпочтения: она очень любила «Ксимелин» с ментолом.
Как проявляется зависимость от капель
Нос закладывает тогда, когда в его полости формируется отек, объясняет лор Анна Вилесова. Препараты влияют на сосуды: кровоснабжения становится меньше, и нос «открывается». Основные действующие вещества в каплях — оксиметазолин и ксилометазолин, у первого более длительное действие.
Привычка капать в нос не такая же зависимость, как, например, наркотическая. Это реакция слизистой оболочки носа на долгое использование сосудосуживающих средств, когда без препаратов человек не может дышать самостоятельно, рассказывает Вилесова. Чтобы препараты работали эффективно, со временем приходится увеличивать их дозировку. Такое состояние еще называют лекарственным или медикаментозным ринитом, поясняет врач.
В большинстве случаев зависимость появляется вследствие анатомических причин, например искривления перегородки носа, объясняет врач. Обычно организм какое-то время компенсирует эти проблемы. Но иногда, например в период ОРВИ, из-за отека человек дышать уже не способен. Тогда капли становятся необходимыми для лечения. Однако если пациент выздоравливает и все еще не может нормально дышать носом, это говорит о проблеме.
Зависимость от капель проявляется и психологически: например, у человека начинается паника, если у него нет под рукой флакончика. Пациент может переживать, что без капель задохнется. «На самом деле без капель никто не умрет, — успокаивает лор. — Человек просто будет дышать ртом».
К 18 годам Катерина стала капать в нос по пять раз ночью и каждые 40 минут днем. Эффект от препарата с каждым разом уменьшался, сосуды не сужались сами, а слизистая постоянно была опухшей.
Девушка покупала по флакончику капель два-три раза в неделю. Каждый раз было приятное чувство: Катерина ощущала безопасность на ближайшие несколько дней. Запасные флакончики у нее были везде: в каждой сумке, рюкзаке и кармане.
«Когда я поехала в Израиль, бегала по местным аптекам, — вспоминает девушка. — Самым жутким кошмаром для меня было, что ночью я останусь без капель».
Катерина много раз пыталась отказаться от сосудосуживающих препаратов. Но жизнь без капель не продолжалась больше двух дней, и все время воздержания девушка чувствовала себя «отвратительно». Она объясняет: «Сорваться было очень легко — казалось, от хорошего самочувствия меня отделяет один пшик. А снова не дышать было очень страшно».
Чем опасны капли для носа
Риски есть двух типов: местные и системные. Местные относятся к состоянию самого носа. При частом использовании капель слизистая истончается и легко травмируется, рассказывает Анна Вилесова. Это может привести к корочкам, сухости в носу и даже кровотечениям.
Катерина вспоминает, что к 18 годам слизистая ее носа была «пересушена и убита», а раздражения на ней стали постоянными. «Помню, когда я наклонялась к нижней полке, из носа шла кровь. Это происходило регулярно — около двух-трех раз в неделю», — рассказывает она. Когда девушка пошла к врачу, оказалось, что из-за капель ее слизистая срослась с носовыми раковинами.
Кроме того, капли влияют на риск заболеть. Дело в том, что в носу находится так называемый реснитчатый эпителий. Благодаря ему вирусы и частички пыли не могут пройти дальше. «Нос — это как бы фильтр: он очищает, согревает и увлажняет воздух», — объясняет лор.
Под воздействием капель эпителий перестает функционировать, а слизистая становится более восприимчивой к возбудителям болезней. Человек начинает больше дышать ртом, но там нет фильтра для частиц.
Постоянное дыхание через рот связано со множеством рисков: от нарушения прикуса и кариеса до расстройств сна, утомляемости, сонливости. Может развиться синдром обструктивного ночного апноэ — когда во сне останавливается дыхание. Еще после сосудосуживающих может начаться храп, правда, это скорее следствие тех состояний, из-за которых пришлось их использовать.
Системные риски от капель затрагивают весь организм. Из-за постоянного приема сосудосуживающих препаратов могут развиться повышенное артериальное давление, тахикардия, нарушение сна и психоэмоциональное возбуждение, рассказывает лор. У детей передозировка сосудосуживающих препаратов приводит к проблемам с дыханием и угнетению сознания.
Активные вещества капель могут также проникать в системный кровоток. Это плохо влияет на организм в целом, а также может быть опасно для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, рассказывает врач.
Компоненты капель опасны при беременности. Например, они могут привести к нарушениям питания плода и кровоснабжения плаценты. «Постоянное использование капель — высокие риски для малыша. Беременным в ряде случаев мы можем назначить сосудосуживающие препараты на короткий курс во время ОРВИ», — рассказывает Вилесова.
Как победить зависимость от капель
Первым делом важно признать проблему и проанализировать, как капли вредят здоровью. А затем пойти на прием к врачу, говорит Вилесова.
Если человек использует капли из-за анатомических проблем, правильным лечением будет хирургическое вмешательство и коррекция анатомических структур носа, рассказывает лор.
Если у человека нет анатомических проблем нет и он просто не смог вовремя перестать использовать капли, врачи поступают так. Капли постепенно заменяют на топические ГКС в формате спреев — гормональные препараты противовоспалительного действия.
«Мы не можем отменить капли одним днем в том числе из-за сильной психологической зависимости. Поэтому мы отменяем их мягко и постепенно. Схему лечения нужно обсуждать индивидуально с врачом, потому что у некоторых пациентов есть противопоказания для препаратов», — рассказывает эксперт.
В некоторых случаях от зависимости получается избавиться с помощью коррекции микроклимата. Оптимальная температура в помещении — 19–22 градуса, влажность — 45–60. Вилесова рекомендует по возможности поставить увлажнитель воздуха на рабочем месте, а также следить за показателями термометра дома и контролировать их.
В крайнем случае можно переехать. «В основном мы живем в зоне с паровым отоплением и перепадами температур — это сильно сушит кожу, — объясняет врач. — Морской и более влажный климат лучше влияет на состояние слизистой».
Некоторым пациентам удается избавиться от зависимости одни днем и просто силой воли отказаться от капель. Как объясняет врач, это может получиться при отсутствии анатомических проблем. «Помните, что любые препараты назначаются по очному осмотру врача с учетом ваших индивидуальных особенностей», — подчеркивает эксперт.
«Готовилась всю жизнь быть на каплях»
Когда Катерине было 16, родители отвели ее на лазерное прижигание слизистой, чтобы искусственно ее уменьшить. Процедура была очень неприятной, после нее в носу оставались корки. От зависимости манипуляции не помогли.
Через несколько лет девушке предложили удалить большую часть слизистой. «Я согласилась — казалось, у меня нет выбора, — говорит Катерина. — После операции слизистая пыталась срастись обратно, и мне приходилось следующие полтора месяца ездить в больницу пару раз в неделю: там хирург заново разрезал ее — уже без общего наркоза».
Еще через несколько лет знакомая посоветовала ей отоларинголога. Врач был шокирован тем, что Катерине заново разрезали слизистую после операции — выяснилось, что это очень устаревшая процедура.
Новый врач сделал девушке интраназальную блокаду. Это такой укол в слизистую: он на время как бы отключает нервные окончания, чтобы сосуды начали самостоятельно работать. Катерине потребовалось восемь таких уколов, их делали раз в неделю.
Параллельно по рекомендации врача девушка стала разбавлять капли водой: сначала на 25%, потом на 50% и 75%. Под конец она капала просто воду — по привычке.
«Мой нос все еще был заложен, но с каждым днем я ощущала, что наконец могу дышать сама. Спать все еще было сложно, но при ходьбе нос уже “раскладывался” сам собой», — делится девушка.
Через два года она стала дышать сама. «Мне действительно повезло, — говорит Катерина. — Потому что я уже готовилась к тому, что придется всю жизнь быть на каплях».
Почему обратиться к врачу нужно как можно скорее
Зависимость от капель — одна из ведущих причин визита к лору. При этом многие люди не спешат делиться подобной проблемой со специалистом. «Человек, который постепенно терял качество носового дыхания, может в целом не знать, как это — хорошо дышать. К тому же капли доступны по цене — привычка к ним дешевле курения, а о ее рисках многие не знают», — объясняет врач.
По клиническому опыту Вилесовой, средний срок зависимости от капель — около десяти лет, но может длиться и дольше. Люди обращаются к врачу, только когда осложнения обостряются, например случается носовое кровотечение.
«У девушек желание отказаться от капель часто обосновано подготовкой к беременности. Кто-то приходит из-за рабочих моментов, кто-то — когда начинает заниматься спортом и им не хватает дыхания. Бывают мужчины, которых заставила прийти жена из-за храпа по ночам», — делится лор.
Чем быстрее человек с зависимостью от капель обратится к специалисту, тем проще будет решить эту проблему, подчеркивает Вилесова. Со временем оперировать нос сложнее из-за истончения (атрофии) слизистой оболочки, а восстанавливаться придется дольше.
Как не «подсесть» на сосудосуживающие
Просто избегать капель, даже при заболевании, — плохая идея. Недостаток кислорода вреднее для организма, чем сосудосуживающие, говорит врач. Однако при классической ОРВИ капли или спреи с сосудосуживающим эффектом стоит использовать не больше пяти — семи дней, при затяжной — не больше десяти.
«Если вы при ОРВИ попользовались каплями пять дней и убрали, у вас нет зависимости, а если вы используете капли уже больше десяти дней и не планируете их отменять, это уже зависимость, — рассказывает Вилесова.
«Теперь я контролирую капли, а не они меня»
Катерина живет без капель уже семь лет. Она пользуется ими, только когда простужается: капает неделю-две, а потом «волевым решением» отказывается. Нос закладывает, если девушка плачет, — тогда она может единоразово закапать сосудосуживающий препарат, но весь следующий день обходится без него.
Дышит Катерина все еще не идеально. Говорит немного в нос и храпит по ночам. После операции ее слизистая срослась, правая ноздря работает хуже левой. Нос стал менее ровным, чем до вмешательства. Тем не менее девушка гордится, что справилась с 15-летней зависимостью.
«Конечно, у меня остался внутренний страх, что во время простуды я снова “подсяду” на капли, — делится Катерина. — Но за семь лет этого не произошло: теперь я контролирую капли, а не они меня».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам