Власти отчитались о рекордно малом числе вакцинированных детей в России. Стоит ли ждать эпидемии опасных вирусов?
Количество российских детей, прошедших вакцинацию от дифтерии, столбняка, вирусных гепатитов и пневмококковой инфекции в 2025 году, оказалось самым маленьким за последние 10 лет. Пандемия коронавируса, дефицит вакцин и антиваксерские настроения увеличили прослойку несовершеннолетних, которые остались без необходимых прививок. «Такие дела» спросили у экспертов, стоит ли ожидать очередной эпидемии и как ее избежать.
В России в 2025 году 1,2 миллиона детей получили первые прививки от дифтерии, столбняка, пневмококковой инфекции и гепатита B, следует из данных Роспотребнадзора. Это самые низкие показатели за последние 10 лет, подсчитали «Такие дела». Также 1,3 миллиона детей были привиты от кори, 216 тысяч — от гепатита А. Это на 21 и 30% соответственно ниже, чем годом ранее.
У Роспотребнадзора есть данные о количестве детей, вакцинированных «в декретированный возраст», и количестве тех, кого по закону нужно было вакцинировать. Из этих данных следует, что с 2015 по 2024 год доля детей, привитых вовремя, упала с 97 до 96,8% для дифтерии, с 97,9 до 96,9% для кори, с 97 до 96,9% — для гепатита B.
Снижение охвата незначительное, но его нужно рассматривать вместе с предыдущими цифрами, говорят специалисты ВОЗ. Параллельное уменьшение доли привитых вовремя и абсолютного числа вакцинированных может указывать на ослабление «догоняющей» вакцинации и риск увеличения прослойки тех, кто так и не получил ни одной прививки.
В статистике Роспотребнадзора доля привитых детей считается от количества несовершеннолетних, состоящих на учете в медицинских организациях. Но не все дети прикреплены к поликлиникам, потому что это только право, а не обязанность родителей.
Поэтому целесообразно использовать и другие оценки количества детей, нуждающихся в прививках.
Начиная с 2024 года Росстат значительно сократил публикацию демографической статистики, включая количество родившихся и проживающих в стране детей. Однако, используя данные об общей численности населения и доле людей младше 18 лет, «Такие дела» рассчитали, сколько детей проживало в России каждый год.
С 2015 по 2025 год ежегодная доля прививаемых детей в расчете на всех живущих в России в возрасте от 0 до 17 лет стабильно снижается, подсчитали «Такие дела». Если в 2015 году от дифтерии, столбняка, гепатита B и кори вакцинировали 6,4% детей, то в 2025-м — только 4,1%. Доля вакцинируемых от гепатита A упала с 1 до 0,72%, от пневмококковой инфекции — с 5,3 до 4,1%. Эти расчеты не учитывают увеличение среднего возраста детского населения за счет снижения рождаемости.
По данным ВОЗ, снижение темпов иммунизации детей от кори и других заболеваний характерно для всей Европы и Центральной Азии, куда организация включает и Россию.
Уменьшение количества вакцинированных детей в России может частично объясняться снижением рождаемости в последние годы, полагает инфекционист Светлана Звонцова.
Огромную роль в падении показателей вакцинации сыграла пандемия коронавируса, считает эксперт. «Пандемия COVID-19 сказалась сбоями в работе плановой иммунизации. Перегрузка поликлиник, переносы прививок. Пропуски прививок и концентрация ресурсов на борьбе с коронавирусом привели к накоплению когорты непривитых детей», — говорит инфекционист.
Примерно треть российских врачей рассказывают, что у них есть коллеги-антипрививочники. По опросам ВЦИОМа, 2% российских родителей принципиально отказываются вакцинировать детей, 54% согласны только на «самые необходимые» прививки.
«Современные родители редко видят опасные последствия столбняка, полиомиелита и дифтерии, что ведет к недооценке рисков», — отмечает Звонцова.
О значительной роли антиваксеров говорит и главный внештатный детский специалист Минздрава по профилактической медицине Лейла Намазова-Баранова. Далекие от научной среды блогеры, отмечает она, несут «средневековую чушь» о вреде вакцинации, и распространение таких идей уже вернуло показатели заболеваемости в России к началу нулевых.
Намазова-Баранова обратилась к врачам-педиатрам с просьбой активнее разъяснять родителям опасные последствия отказа от прививок. «Понятно, что мы с вами — ключевые игроки на поле вакцинации», — сказала она, обращаясь к педиатрам.
С ней соглашается Антонина Обласова, директор АНО «Коллективный иммунитет» и руководитель направления вакцинопрофилактики Клиники Фомина. «На объяснения о пользе и необходимости прививок просто не хватает сил, времени и мотивации», — жалуется она.
Помимо этого, на уменьшение количества вакцинированных детей работают «ложные медотводы» — когда ребенку запрещают делать прививку из-за легкого насморка или только что перенесенной простуды. «Это не противопоказания к вакцинации. Как и большинство хронических заболеваний», — уверена Обласова.
Другой причиной снижения охватов иммунизации эксперт называет усугубляющийся год от года дефицит вакцин. Например, родители часто необоснованно опасаются отечественной вакцины АДКС и хотят прививать детей импортным «Пентаксимом», который бывает в дефиците.
Накопление невакцинированной прослойки уже привело к вспышке кори в России, говорит инфекционист Звонцова. По данным Роспотребнадзора, в 2023 году были зафиксированы рекордные 13 тысяч заболевших, из которых 8,9 тысячи — дети. В 2024 году заразились 24,5 тысячи человек, включая 14 тысяч детей.
По отчетам ВОЗ, сравнимого количества заболевших в России не было за последние 25 лет. Почти 90% заболевших были не привиты, говорит врач Звонцова: «Мы наблюдаем не просто циклический подъем, а закономерный результат накопления неиммунной прослойки». Эксперт подчеркивает:
Все это чревато возвращением инфекций, которые сейчас находятся под контролем, добавляет Обласова. Например, в девяностые годы на территории бывшего СССР началась вспышка дифтерии.
Ее развитие и причины описаны сотрудниками американского Центра по контролю заболеваний. Согласно исследованию, всеобщая иммунизация от этой болезни в СССР началась в 1958 году, но инфекцию удалось подавить — регистрировалось лишь несколько сотен случаев в год по сравнению с десятками тысяч до начала вакцинации.
В восьмидесятые годы количество доз вакцины уменьшили, охват привитых снизился из-за распространения антиваксерских настроений. Это привело к вспышке заболеваемости, которую удалось взять под контроль только масштабной вакцинацией.
Существующий в настоящее время календарь профилактических прививок утвержден приказом Минздрава от 6 декабря 2021 года. Документ определяет перечень инфекций, против которых проводится вакцинация, схемы введения вакцин и интервалы между прививками.
В приказе прописано, что вакцинация может проводиться и российскими, и зарубежными препаратами (если они зарегистрированы в России). Можно прививаться монокомпонентными и поликомпонентными (комбинированными) препаратами, которые защищают сразу от нескольких заболеваний, —например, АКДС и другие.
Прививки, выполняемые в рамках национального календаря профилактических прививок, бесплатны для каждого россиянина.
«Когда привитых много, вакциноуправляемые инфекции становятся редкостью. К счастью, мы уже и не помним, как выглядят полиомиелит или дифтерия. Из реальной угрозы здоровью они превращаются в нечто абстрактное и далекое. К этому мы и стремимся», — заключила эксперт.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам