Привет!

Это Алёна Хоперскова, шеф-редактор «Таких дел». Пока все смотрели «Петровых в гриппе», я была вокруг него — слегла на неделю с простудой. Ниже мой список историй, которые на моем больничном выдержали конкуренцию с сериалами на Нетфликсе и фантастикой на Букмейте.
Чего-то это да стоит, верно?
Гомер в стеклянной банке
Анимация Риты Черепановой на основе фото из личного архива

Гомер в стеклянной банке

Полина Иванушкина поговорила с Полиной Жеребцовой, автором дневников о чеченской войне. Полина вспоминает, что изначально они собирались говорить о красоте Севера и картинах, которые Полина Жеребцова начала рисовать в эмиграции. На них аурора бореалис заполняет все небо ослепительным светом.
Но вышло, конечно, о другом. О духах, которые ночами приходят к изголовью, о судьбе, которая пришла к маленькой девочке исподволь: росла, росла и выросла из домашнего прозвища. О дневниках, которые Полина Жеребцова вела в Грозном с девяти до двадцати лет.
«22 октября 1999 года.
Я частично оглохла на оба уха — были сильный звон и полуобморочное состояние. Все вокруг плыло. Я услышала, как кто-то несколько раз сказал:
„Кто сделал Полинке добра — увидит его,
Кто сделал Полинке зла — увидит его“.
По-моему, это часть молитвы. И на самом деле звучит так:
„Кто сделал на вес пылинки добра — увидит его,
Кто сделал на вес пылинки зла — увидит его“.
Но в ушах звенело, и мне слышалось в полубреду свое имя в этих словах. К утру боль в ноге усилилась. Я пила обезболивающие таблетки и снотворное. Но боль становилась все страшнее.
Едва я задремала, как наша кошка, почувствовав сквозь бинты кровь, пролезла под одеяло и вцепилась зубами мне в правую ногу».
Текст завораживающий — и благодаря гипнотической анимации Риты Черепановой можно увидеть, как воспоминания переплавляются в творчество.
Тихий бог нас не оставит
Фото: Мария Григорьева

«Тихий бог нас не оставит»: как африканец стал россиянином

А следующая история Светланы Ломакиной вполне могла бы быть экранизирована как сериал. Это история африканца Жоао Лукомбо, который живет в Челябинске и играет на барабанах — на улицах и в домах престарелых.
Пересказывать его жизнь выйдет сбивчиво, так что лучше читайте. В 15 лет стал пограничником, вернулся с войны и переехал из родной Анголы в Россию. Женился на соотечественнице, остался отцом-одиночкой с двумя маленькими детьми — сыном Доне и дочерью Пресилией.
Эта история завершится красивой сценой:
«Сегодня Пресилия и Жоао выступают вместе — у них творческий тандем, ансамбль „Мама Африка“. Отец и дочь играют, танцуют и поют на самых разных площадках и особенно любят благотворительные выезды.
Три года назад крестная Пресилии попросила их выступить в доме престарелых — Жоао назвал его „домом стареньких“, — и там с Лукомбо случилось что-то невероятное. Они играли и в дорогих домах, и на больших сценах, но такого теплого приема не видели нигде. Старики, которые засыпали в инвалидных креслах, оживали от казачьих песен и африканских мотивов. А под „Чунга-Чангу“ плясали все: стоя, сидя, как угодно. Никто не остался в стороне».
Фемпоэзия как вещь для всех
Фото: Аксана Зинченко для ТД

Фемпоэзия как вещь для всех

Признаться честно, стихи я не очень люблю — знаю много наизусть, но для удовольствия томик поэзии не открыла бы. И в современном искусстве совсем не разбираюсь.
Поэтому когда наша корреспондентка Маша Бобылева на летучке редакции рассказала, что работает над проектом про феминистскую поэзию — я восприняла это как «О, ну что-то необычное про жизнь фемсообщества в России».
Потом был поразительно красивый и сложный спецпроект о фемпоэзии. И недавно на его основе выросла книга «Поэтика феминизма» — совместный проект АСТ и «Таких дел», авторки Маши Бобылевой и поэтессы Юлии Полубновой.
Наверное, таких наивных, как я, достаточно много. И для таких, как я, Маша написала колонку, в которой объяснила, почему эта книга вовсе не про жизнь сообщества, а про всех нас:
«Фемпоэзия совсем не вещь в себе, а, наоборот, вещь для всех. Для всех тех, кто живет в современном мире и видит его проблемы. Кто желает более справедливого и гуманного устройства общества, в котором „женщина — тоже человек“. Причем, как показывает фемпоэзия, человек талантливый и смелый».
Я воспользуюсь случаем и скажу, что «Поэтика феминизма» уже попала в магазины и ее можно купить онлайн или офлайн.
Дом, милый дом
Фото: Анастасия Истомина

Дом, милый дом

В завершение я хотела бы рассказать об истории, которую редактировала сама. К нам в редакцию обратились две авторки из Томска: Настя Нейзлер и фотограф Настя Истомина. Вместе они хотели показать, как живут люди в аварийных домах, которые надо бы расселить — а все не получается.
Я сама из Омска, поэтому отлично представляю, что такое сибирский мороз. А вот как пережить зиму в доме, где нет отопления, протекает крыша, обрушивается пол и нет теплого туалета — мне лично было даже представлять страшно. Так получился текст, вышедший у нас на сайте как раз в преддверии первых заморозков.
«Приходится одеваться как капуста. Земфира показывает в телефоне фотографию: ее мама Раиса Фаттаховна, съежившись, смотрит телевизор в нескольких теплых кофтах, безрукавке, шерстяных носках и шапке. Обычно и спит в этом же. Еще сверху накрывается теплым одеялом».
Рассылка уже непозволительно длинная, а мне еще о многом хочется сказать. Поэтому я не буду отвлекать ваше внимание, и скажу, что если вам захочется узнать, почему Артур ушел со скамейки запасных, и как сильно может разогнаться маленькая девочка в хорошем настроении — то эти истории ждут вас на сайте, как и многие другие.
Берегите себя этой холодной осенью и всегда.
Алёна Хоперскова
Алёна Хоперскова,
Шеф-редактор «Таких дел»
a.agafonova@takiedela.ru
Спасибо, что дочитали письмо до конца!
Чтобы каждый день рассказывать о важных проблемах, мы посылаем корреспондентов в командировки, делаем репортажи и берем интервью, готовим фотоистории и экспертные мнения. Наши тексты помогают собирать деньги для фондов по всей стране. Но сами мы существуем благодаря пожертвованиям. Поэтому просим вас оформить разовое или ежемесячное пожертвование в поддержку «Таких дел», если у вас есть возможность:
Поддержать «Такие дела»
Любая поддержка от вас, наших читателей — это наша возможность планировать работу. И подписывайтесь на нашу рассылку.
 Больше всех надо