В крупных городах и маленьких населенных пунктах России предложили создать кризисные центры для мужчин, от побоев которых страдают их жены и дети, передает RT инициативу заседания правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей.
Как объяснил заместитель главы министерства образования Вениамин Каганов, сейчас женщины с детьми вынуждены уходить из дома, спасаясь от побоев супруга, а справедливее было бы наоборот «помещать куда-то мужчин на время, чтобы они не мешали своей семье жить». Замминистра подчеркнул, что пока это просто «постановка вопроса».
С этой позицией согласился участник заседания, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. Он отметил, что такие центры нужно создавать не только в крупных городах, но и в маленьких населенных пунктах. Однако для принудительного воздействия на избивающих свои семьи мужчин потребуется корректировка закона: согласно действующему законодательству, сейчас оказать помощь такой центр смог бы только при добровольном согласии.
«Нужно проанализировать, возможно ли это в рамках действующего правового поля. Если возможно, то как? Такая задача была поставлена на заседании», — прокомментировал он. По поручению вице-премьера РФ Ольги Голодец министерство труда должно проработать этот вопрос до 15 апреля.
В международной правовой практике суд может обязать обвиняемого в домашнем насилии пройти курс реабилитации или помощи психолога, ограничив общение с пострадавшим до конца обучения. Такие комплексные программы психологической и педагогической помощи могли бы проводить и кризисные центры для мужчин.
«Психолог должен работать с эмоциональной сферой, научить приемам управления гневом. Задача педагогов — объяснить, что ты можешь решать те же самые задачи, но другим способом, — объяснил Спивак. — Например, если мужчина бьет ребенка за невыученные уроки, то нужно дать понять, что задача выучить уроки — правильная, а методы — неправильные».
Основная проблема связана с тем, что домашнее насилие — чрезвычайно закрытая сфера. По данным общественницы и писательницы Марии Арбатовой со ссылкой на МВД, в России каждый год в результате домашних побоев погибают 15 тысяч женщин, причем статистика почти не меняется с 1991 года.
Арбатова заявила, что «смешно говорить о центрах для насильников, когда недостаточно центров для самих жертв», и необходим комплексный центр, куда могла бы обратиться вся семья. Она отметила, что у женщин в России всего одни сутки на то, чтобы защитить себя от домашнего насилия: за те 24 часа, пока нападающего держат в полицейском участке, ей нужно снять побои, собрать доказательства и найти адвоката.
«Весь прошлый год женское сообщество поднимало вопрос домашнего насилия. В итоге мы не то что не продвинулись вперед в решении этой проблемы, а сделали шаг назад — в первом чтении был принят закон о декриминализации семейного насилия», — резюмировала писательница.
В январе государственная дума приняла в первом чтении законопроект, который исключает из Уголовного кодекса наказание за побои в отношении членов семьи. Согласно документу законопроекта, уголовная ответственность за побои в отношении близких родственников будет наступать только в случае повторного совершения правонарушения в течение одного года.
В сентябре патриаршая комиссия РПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства заявила, что применение в воспитательных целях физических наказаний, не наносящих вреда ребенку, не должно квалифицироваться как побои.