Ученые из США назвали трансплантацию кишечных бактерий новым лекарством от аутизма

Специалисты американского университета Аризоны пришли к выводу, что на развитие расстройств аутистического спектра влияют не только гены, но и кишечные бактерии. Об этом сообщает журнал Microbiome.

В ходе исследования ученые обнаружили положительные сдвиги в поведении и работе мозга добровольцев, согласившихся пройти процедуру очистки кишечника от бактерий и повторного «заселения» бактерий группы кишечной палочки. Процесс пересадки бактерий, по словам биологов, занял около десяти недель. В эксперименте приняли участие 18 добровольцев в возрасте от шести до 14 лет.

«Результаты этих опытов крайне убедительны. Мы завершили первую фазу клинических испытаний, показав, что такие трансплантации безопасны для человека, и что они эффективны. С другой стороны, нам необходимо провести еще вторую и третью фазу испытаний для того, чтобы вывести эту методику лечения аутизма на рынок. Мы с нетерпением ждем более масштабных испытаний в ближайшем будущем», — рассказал один из участников исследования Джеймс Адамс.

Согласно данным эксперимента, дети, у которых был диагностирован аутизм, начали чаще общаться со сверстниками и крепче спать. По словам ученых, острота синдромов аутизма в среднем снизилась на 20-25%.

Сравнив образцы «старой» и «новой» микрофлоры, ученые нашли множество различий в ее структуре — в частности, пересадка бактерий заметно повысила в кишечнике детей с аутизмом их видовое разнообразие и количество. После прекращения трансплантационных процедур численность микробов не уменьшилась, и организм приспособился к изменениям в микрофлоре.

Однако ученые не рекомендуют родителям, воспитывающим ребенка-аутиста, заниматься самолечением и пытаться самостоятельно очистить кишечник от микробов. Проведение такой процедуры в домашних условиях может привести к заражению кишечника.

Кроме того, ученые не установили, что именно привело к улучшению состояния детей — сами микробы или процедура их пересадки. В ближайшее время биологи планируют найти ответ на этот вопрос, проводя аналогичные операции на здоровых добровольцах из контрольной группы.

Летом прошлого года другая группа биологов и медиков обнаружила, что очистка кишечника мышей-аутистов от бактерий и пересадка в него микрофлоры здоровых грызунов защитила их потомство от развития аутизма.