Фонд «Нужна помощь» проанализировал взаимосвязь избыточного потребления и благотворительности
Отдел исследований фонда «Нужна помощь» изучил распространение феномена избыточного потребления в российском обществе, а также проанализировал, есть ли взаимосвязь между ним и практикой участия людей в благотворительности. В исследовании принимали участие 1303 интернет-пользователя по всей России (выборка построена так, чтобы отражать мнение взрослых жителей городов с населением 100 тысяч и более).
Чуть более трети респондентов (36%) сообщили, что регулярно тратят деньги на вещи или услуги, без которых они могли бы обойтись. Список «лишних» покупок возглавляют: еда, одежда (обувь, аксессуары), низкокачественные товары. Так, 68% опрошенных заявили, что покупали еду, которую потом выбрасывали. 67% покупали одежду, обувь, аксессуары и потом не носили их.
По данным исследования, чаще всего «лишние» траты в большей степени свойственны: женщинам (45%), людям до 40 лет (40%), людям с доходом выше среднего (42%), жителям Москвы (43%). При этом, авторы подчеркивают, что у респондентов еще очень много незакрытых потребностей. «Российские потребители еще далеки от «пресыщения»: по-прежнему существует много вещей, на которые они хотят тратить больше денег, чем сейчас», — говорится в исследовании. «Лишние», необязательные траты присутствуют в жизни большинства людей на уровне «иногда», при этом участники исследования стараются контролировать свои необязательные расходы.
Частота участия в благотворительности сопоставима с частотой лишних трат: чуть больше трети респондентов (35,2%) совершали пожертвования регулярно (хотя бы раз в три месяца). Однако однозначной корреляции между этими двумя фактами нет. Концепция «благотворительность вместо лишних трат» получила почти равное количество положительных (34,8%) и негативных (31,7%) откликов. Основные причины неприятия этой концепции: недоверие к благотворительным организациям и отсутствие «лишних» денег.
По мнению руководителя отдела исследований фонда «Нужна помощь», главный результат исследования — понимание, что благотворительность может быть в радость. «Мы подошли к исследованию с простым вопросом: «Готовы ли люди отказаться от лишнего пончика в пользу решения социальных проблем?» А пришли к извечному для нашего сектора ответу о недостатке доверия благотворительным организациям. В России повседневное потребление пока не достигло такого уровня, когда хочется от многого отказываться: у людей, наоборот, еще много незакрытых потребностей. Будет ли благотворительность в ряду повседневных трат — это во многом зависит и от действий самих организаций. Понятность сметы, удобство пожертвований, рассказ про достигнутые результаты — все это медленно, но верно приведет нас к разумной благотворительности, в которой будет приятно участвовать», — рассказала Елизавета Язневич.
Авторы исследования пришли к выводу, что поскольку по частоте участия благотворительность стоит в одном ряду с необязательными тратами, то более удачной будет концепция «Благотворительность вместе с лишними тратами». То есть это тоже удовольствие, которое можно себе иногда позволять.