Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

ВШЭ: языковые навыки пользователей «ВКонтакте» за последние 9 лет значительно выросли

Социолог из НИУ «Высшая школа экономики» Иван Смирнов проанализировал язык пользователей социальной сети «ВКонтакте» и пришел к выводу, что за последние девять лет авторы постов стали чаще употреблять длинные слова, что свидетельствует, по его мнению, о росте интеллекта.

Свое открытие Смирнов назвал цифровым «эффектом Флинна» в честь ученого Джеймса Флинна, который в 1984 году выявил феномен постепенного повышения среднего IQ населения с течением времени как в отдельных странах, так и в целом в мире.

В качестве основы для исследования Иван Смирнов взял тексты, написанные в период с 2008 по 2016 год более чем 942 тысячами пользователями «ВКонтакте». В выборку вошли 1,3 миллиона слов. Возраст пользователей, включенных в исследование, составил от 15 до 60 лет. Смирнов также учитывал, какую школу закончили пользователи.

Единственным критерием сложности постов служила длина использованных в них слов. От других критериев — средней длины предложения и количества сложных слов — пришлось отказаться из-за того, что их трудно применить к постам в соцсетях. При анализе не учитывались хэштеги и слова из одинаковых букв типа «аааа».

Выяснилось, что с возрастом пользователи «ВКонтакте» начинают чаще употреблять длинные слова. Это также коррелирует с академической успеваемостью пользователей: авторы сложных текстов закончили более «сильные» школы.

Рост средней длины использованных слов со временемФото: Ivan Smirnov / arxiv.org

Увеличение количества длинных слов в течение девяти лет наблюдается в постах пользователей до 30 лет и после 40. Отмечается, что это можно объяснить несовершенством выборки, поскольку пользователей старше сорока намного меньше, чем из других возрастных групп.

Сложность постов также росла в целом по времени. Пик усложнения постов пришелся на октябрь-ноябрь 2010 года — именно тогда исчезла «стена», превратившись в микроблоги.

Иван Смирнов выявил, что 15-летние пользователи в 2016 году использовали в постах более сложный язык, чем пользователи всех возрастов в 2008 году. Именно это, по мнению ученого, является доказательством цифрового «эффекта Флинна».

Смирнов пришел к выводу, что использование социальных сетей не ведет к деградации языка, а наоборот— современные языковые практики трансформируются, помогая создавать более сложные тексты.

«Такие дела» разбирались с психологом Кариной Карамян и психологом, психотерапевтом Виталием Сонькиным в том, вредят ли социальные сети процессу обучения ребенка.

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в Telegram-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

Все новости
Новости
Загрузить ещё
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: