«Знание снимает невидимый барьер»: рассказ преподавателя ВШЭ, выучившего шрифт Брайля
Преподаватель французского языка Высшей школы экономики Владимир Авдонин выучил шрифт Брайля, чтобы его незрячая студентка Оксана могла сдавать ему работы в письменном виде, как ее одногруппники. «Такие дела» узнали у преподавателя, как быстро выучить шрифт Брайля и что может в этом помочь.
Владимир Авдонин, старший преподаватель кафедры французского языка ВШЭ:
О шрифте Брайля до встречи с Оксаной я знал очень немногое, хотя в повседневной жизни и прежде часто сталкивался с ним: как и многим из нас, мне попадались картонные упаковки от лекарств, на которых шрифтом Брайля было напечатано название, в поликлинике доводилось встречать небольшие таблички перед кабинетами врачей и так далее.
Оксана с самого первого курса была в моей группе и с тех пор не перестает удивлять меня и моих коллег, она очень самостоятельная. Долгое время она присылала мне домашние задания в виде текстовых файлов, то есть в привычной для меня форме, но на занятиях записывала новые слова шрифтом Брайля. В какой-то момент Оксана показала мне, как пишутся некоторые буквы, с этого все и началось.
Учим алфавит
Она взяла в библиотеке пособие, в котором были таблицы соответствий букв, знаков пунктуации и точек, я сделал себе копию. Очевидная трудность в освоении шрифта Брайля состояла в необходимости постоянно соотносить привычное для меня написание букв с комбинациями точек: написание букв определяется количеством точек и их позицией. Своя мнемотехника тут есть: например, первая в алфавите a – одна точка, b, c – две точки, иногда написание одной буквы представляет собой зеркальное отражение написания другой (d и f).
За несколько занятий Оксана объяснила мне эти и другие премудрости алфавита, и вместе мы составили прописи, чтобы можно было упражняться в письме и подсматривать, так что этой осенью я уже смог проверить первую тетрадь Оксаны. Первое время приходилось то и дело листать тетрадь с прописями, но помогало то, что слова и фразы из упражнений были мне хорошо знакомы.
Русский шрифт Брайля я специально не учил, он перекликается с французским, и это я выяснил уже опытным путем. Однажды я проверял задание, и дело в какой-то момент застопорилось: латинские буквы никак не хотели складываться в слова, вернее, слова-то получались, но какие-то странные, не французские. Только перечитав несколько раз, я понял, что слова русские, а буквы – кириллица! Конечно, есть в кириллице буквы, которых нет во французской латинице (и наоборот), их нужно запоминать отдельно, и некоторые я до сих пор твердо не запомнил.
Пишем в прописи
Научиться писать – следующий шаг, и он, наверное, займет больше времени. Оксана еще в прошлом году показала мне, как обращаться со специальным шилом, которое используется для письма. Бумага тоже нужна особая: мягкая или тонкая бумага для такого письма не годится, рельефный шрифт на ней неизбежно сотрется, подойдут только тетради из плотной бумаги; кроме того, необходим трафарет, который задает расстояние между буквами и позволяет зафиксировать страницу, чтобы писать было удобнее.
Самостоятельно можно научиться быстро, если заниматься регулярно и прописывать буквы, за месяц вполне можно сносно научиться читать и писать. Но лучше, чтобы в начале кто-то объяснил принцип и показал, как писать, сразу становится легче.
Зачем учить шрифт Брайля?
Наверное, я не могу дать однозначного ответа. Общение с такими студентами, как Оксана (здесь следует добавить, что на факультете гуманитарных наук учатся и другие студенты-брайлисты), многому может научить преподавателя. Конкретное знание иногда помогает преодолеть много трудностей, как студентам, так и преподавателям, снимает какой-то невидимый барьер. Я очень благодарен Оксане за возможность чему-то научиться (она вдохновляющий наставник, терпеливый и неунывающий) и рад, что имею возможность учить ее своему предмету.
Кроме того, как человек, чей почерк испортился в студенческие годы, могу сказать, что шрифт Брайля еще и очень красивый.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам