Красноярские ученые разработают школьные учебники на языках коренных народов Севера
Красноярские ученые начали разрабатывать новые школьные учебники, по которым дети — представители коренных народов Севера будут изучать предметы на родном языке.
По словам ученых, языки коренных народов находятся под угрозой исчезновения, поскольку осевшие кочевники начинают говорить на русском и их дети национального языка уже не знают. Обучение в школах на двух языках должно помочь сохранить культуру северных народов.
Как рассказал ТАСС президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорий Ледков, преподавание на родном языке точных наук, истории и других гуманитарных предметов позволит молодежи легче интегрироваться. Дело в том, что языки северных народов привязаны к традиционным промыслам, например, оленеводству. Умение порассуждать о политике, истории и других вещах помогло бы вывести на новый уровень мышление на родном языке. Первым будет создан учебник по математике.
Эту идею поддержали педагоги, которые работают с детьми на Севере. Но пока остро стоит проблема нехватки кадров.
Самые многочисленные языки Сибири — якутский, бурятский и тувинский. Но энцев, чулымцев, тофаларов и ороков, которым удалось сохранить свой родной язык, остались лишь сотни, а иногда и десятки.
В октябре Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект, также направленный на сохранение культурной идентичности кочевников, — теперь им разрешат усыновлять детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Ранее чум — традиционное жилище — не признавали постоянным местом жительства, наличие которого является обязательным требованием для усыновителей. Родственники не могли взять ребенка в семью, поэтому его забирали усыновители из других регионов и даже стран. В результате дети забывали родной язык и традиции.