«Всем, в общем-то, безразлично»: что Росгидромет, Гринпис и жители Озерска говорят о всплеске рутения

В странах Европы и части территории России был зафиксирован всплеск радиоактивного изотопа рутения-106. Европейцы считают, что источник утечки находится на Южном Урале, однако госкорпорация Росатом отрицает обвинения. Росгидромет признает, что в нескольких наслеленных пунктах концентрация изотопа была превышена почти в тысячу раз. «Такие дела» попытались разобраться в ситуации, поговорили с представителями Росгидромета, Гринпис России и жителями Урала.

Первые сообщения

10 ноября французский Институт радиационной защиты и ядерной безопасности сообщил, что зафиксировал над Европой радиоактивное облако, в котором были обнаружены изотопы рутения-106. Исследователи пришли к выводу, что вероятный источник «утечки» радиоактивного вещества находится между Волгой и Уральскими горами. Агентство по ядерной безопасности Франции заявило, что всплеск радиации стал результатом аварии на российском объекте. В ответ на это Росатом заявил, что никаких утечек и аварий на их предприятиях не было зафиксировано.

Через 10 дней после заявления французских исследователей Гринпис России объявил, что наибольшие концентрации рутения-106, выброс которого был зафиксирован в конце сентября, обнаружены Росгидрометом на Южном Урале вблизи комбината «Маяк» [производит компоненты ядерного оружия и изотопов, находится в Озерске — ТД], принадлежащего Росатому. В данных Росгидромета, на которые ссылался Гринпис, говорится об «экстремально высоком загрязнении» в селе Аргаяш (повышение фона в 986 раз) и поселке Новогорный (в 440 раз). Кроме того, продукты распада рутения зафиксировали в Татарстане, Волгограде, Ростове-на-Дону. Экологи сообщили, что отправят запрос в прокуратуру с требованием провести проверку.

Росгидромет: «Все думают, что никто об этом не говорил. Да все об этом говорили!»

В беседе с ТД начальник Управления мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ Росгидромета Юрий Пешков сказал, что когда их служба зафиксировала рутений-106, то сразу отправила информацию об этом в шесть ведомств.

«Данные мониторинга мы еженедельно вывешиваем на сайте, так поступили и в этой ситуации. Вывесили их 13 октября. Все думают, что никто об этом не говорил. Да все об этом говорили! 12 октября мы отправили эту информацию в центральный офис МЧС, что они делали дальше, мы не знаем, у нас нет на это полномочий, мы говорим только об обстановке. В тот же день эту же справку мы отправили в Росатом, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, Минприроды РФ. Дополнительно они нас ни о чем не спрашивали»,  сказал представитель Росгидромета.

Пешков обратил внимание на то, что уровень содержания рутения-106 был ниже допустимой нормы, поэтому паниковать никто не стал. По его словам, сейчас радиационная обстановка спокойная, угрозы для населения нет.

«Мы нигде не говорим, что это выброс, мы не знаем, что это было. Да, была обнаружена суммарная активность рутения, но она не превышала допустимой нормы. Не было какого-то чрезвычайного происшествия или аварии, поэтому мы как работали в обычном режиме, так и работаем», — добавил Пешков.

Гринпис: есть основания для проверки комбината «Маяк»

Все организации, получившие сообщение Росгидромета о наличии рутения в воздухе еще 12 октября, не комментировали его до заявления Гринпис России в прокуратуру. Впрочем, сейчас все их комментарии сводятся к тому, что аварии на производствах атомной отрасли не происходили, уровни содержания изотопа были на несколько порядков ниже допустимых значений и не могли навредить населению. В госкорпорации Росатом также привели данные МАГАТЭ, согласно которым в тот же период времени концентрация рутения-106 в Румынии достигала 145 тысяч микробеккерелей на кубометр, в то время как в пробах из села Аргаяш в Челябинской области было 76,1 тысячи.

Комбинат «Маяк», предприятие Росатома, которое Гринпис России назвал возможным источником рутения, сообщил, что концентрация рутения не была превышена. Ростехнадзор отчитался о том, что не нашел нарушений, которые могли бы привести к выбросу изотопа.

Руководитель проекта энергетической программы Гринпис России Рашид Алимов в разговоре с ТД сказал, что нельзя уверенно говорить о конкретном источнике появления рутения, но «есть основания подозревать, что проверка предприятий Росатома, в частности, комбината «Маяк», нужна».

«Даже если зафиксировано любое количества техногенного нуклида — это плохо, потому что в принципе увеличивает риски для здоровья всего населения. Когда техногенный радионуклид попадает в окружающую среду, и это происходит по причине аварии, то авария должна расследоваться, и страна должна об этом знать. До сих пор ни одна страна в МАГАТЭ не сообщила об аварии на предприятии. Данные Росгидромета показывают, что наибольшие концентрации зафиксированы у «Маяка», но это не настолько большие концентрации, как можно было бы ожидать, исходя из модели французского института RPNS [Институт радиационной защиты и ядерной безопасности — ТД]. Это может значить, что модель французского института верна, а российской системы мониторинга недостаточно, или второй вариант: модель французского института неверна, и тогда возникают вопросы к их системе радиационного мониторинга. В любом случае, поведение воздушных масс в атмосфере — это достаточно сложный процесс, и на основании цифр однозначные выводы нельзя».

Как отмечает заместитель гендиректора Transparency International Илья Шуманов, весной 2017 года Федеральное медико-биологическое агентство выявило, что комбинат «Маяк» не проводил мероприятия по обеспечению радиационной безопасности, в том числе при организации радиационного контроля при передвижении приборов между заводами для проведения ремонта и поверки.

Кто должен оповещать об аварии?

По словам председателя Антиядерного общества Республики Татарстан Альберта Гарапова, первыми оповещать население о радиационной обстановке, если какие-то показатели резко повышаются, должны власти региона и МЧС.

«Оповещать население — это задача местных властей, МЧС. Объяснять, разъяснять, есть опасность для людей или нет. Есть список рекомендаций, которые обязательны при повышения уровня радиации. Например, тщательная обработка овощей уменьшает вероятность радиационного поражения. Рутений особо опасен только при попадании в организм, не при внешнем излучении. Нам, видимо, решили ничего не сообщать, раз фон был незначительный. Но это у нас в республике, а в Челябинской области в одном из поселков он был превышен почти в тысячу раз. Надо сказать еще, что контроль оповещений о радиационной обстановке в стране не налажен».

Министр общественной безопасности Челябинской области Евгений Савченко рассказал, что Гидрометцентр уведомляет региональные власти, когда загрязнение достигает по-настоящему опасных значений, при которых необходима эвакуация или другие защитные действия. Если ведомство не оповестило местные власти — значит, оно посчитало, что колебания концентрации рутения не представляли опасности.

Что говорят жители Озерска?

Евгений Шитиков, координатор общественного движения «Зеленый Озерск»

По идее, [в случае серьезного выброса] сработает система оповещений, но как это на практике будет работать — мы не знаем, потому что никогда раньше таких случаев не было (за исключением 1957 года, но тогда радиоактивное облако ушло за пределы Озерска, и город не пострадал, хотя несколько сел и деревень потом переселили).

Учений никаких у нас не проводится на случай радиационной аварии. Раньше, в советское время, была построена и функционировала система бомбоубежищ, регулярно проводились учения, были запасы медикаментов и противогазов — сейчас бомбоубежища разрушены, где находятся противогазы и куда бежать в случае тревоги — лично я не представляю. Как быть в ситуации массовой эвакуации, как избежать паники и давки, что брать с собой из вещей — тоже не знаю. Скорее всего, этим должно заниматься МЧС.

Елена, сотрудница ПО «Маяк»

Лично я больше доверяю экологам, нежели официальным лицам, а уж лицам Росатома вообще доверия нет никакого. Поэтому, если они утверждают, что выброса никакого не было, то я уверена на 80% в том, что он был.

Беспокоюсь ли я о своем здоровье? А смысл? Прошло уже практически два месяца. И от того, что все сиганут из города, ничего не изменится. Поэтому живем дальше и не думаем о плохом.

[Даже если произойдет серьезный выброс], ничего не сообщат, у чиновников всегда одни и те же отговорки: «Не хотим допустить панику среди населения». Да и потом, кто сознается в массовом отравлении?

Николай, житель Озерска

Если случится настоящая авария, то сначала завоют сирены на производстве. Потом в городе и по радио оповестят о том, что делать дальше. Видели хронику эвакуации Припяти? Вот так же будет.

Настроение в городе? Как бы вам сказать… всем, в общем-то, безразлично.

Бывший сотрудник ПО «Маяк», пожелавший остаться анонимным:

Заявления официальных лиц можно даже не принимать во внимание. Их девиз «врать до конца». Верим любым источникам кроме официальных лиц. Росгидромет подтвердил выброс, этого достаточно. В нашем городе расположено крупнейшее хранилище делящихся материалов в Евразии (ХДМ), куда свозят отработавшее ядерное топливо со всего мира. Возможно, утечка произошла именно там.

Исключено, [что при действительно опасном выбросе сообщат жителям]. Вспомните Чернобыль или аварию в Озерске в 1957 году. Всегда молчали и сейчас будут.

Я очень беспокоюсь за маму, она живет в зоне, где зарегистрировали тысячекратное превышение дозы. У нее и так вырезали половину щитовидной железы из-за радиационного воздействия. Большая часть родственников в той или иной степени сталкивается с онкологией: оба моих дедушки и бабушка по папиной линии умерли от рака. Они жили в зоне поражения после аварии 1957 года. Мы живем на ядерной помойке.

Максим Волковец, дозиметрист

Превышений ПДК не выявлено ни на одной из контрольных точек. [Если бы был серьезный выброс, было бы] оповещение людей и служб. Тут бы сейчас количество проверок и комиссий зашкаливало, чего нет и в помине.

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам