«Мы все психически расстроены»: что такое психоактивизм, и кто им занимается?

Психосквош
Фото: Светлана Софьина для ТД

Тема ментальных особенностей и психических расстройств по-прежнему неизвестна большинству: нет централизованного просвещения и широко распространенной социальной рекламы. Слова обсессивно-компульсивное расстройство, селфхарм, биполярное расстройство еще только входят в лексикон, к ним нужно привыкнуть. А другие — такие, как «шизофрения» или «депрессия» в массовой культуре обесцениваются.

В России ментальными расстройствами занимаются не только государственные институции, благотворительные фонды и НКО, но и психоактивисты. В декабре 2017 года психоактивисты впервые собрались в Сахаровском центре на встрече «Психоактивизм: опыты, практики, тенденции», устроенной художницей и акционисткой Катрин Ненашевой.

Участники презентовали свои проекты, обсуждали юридические аспекты и стигматизацию людей с особенностями и расстройствами.

Что такое психоактивизм?

Понятие психоактивизма не определено до конца: этим термином можно обозначить самых разных художников, общественных активистов и журналистов. Художница-акционистка Катрин Ненашева трактует психоактивизм как «любые действия, направленные на изучение, исследование темы психических и ментальных расстройств». По мнению Ненашевой, эти действия включают работу с институциями, индивидуальными историями и конкретными людьми. Под активизмом здесь стоит понимать внеинституциональные действия, причем они могут быть как краткосрочными (одна акция художника), так и долгосрочными проектами самоорганизованных сообществ.

Отличие психоактивизма от привычной помощи людям с ментальным расстройствами Ненашева объясняет приниципально другой иерархией: «Мы с моими коллегами стараемся идти от противного — не выстраиваем отношения, в рамках которох мы, якобы здоровые люди, не имеющие расстройств, пытаемся вовлечь-помочь-рассказать историю людей, от нас отличающихся».

Мы все психически так или иначе расстроены и исследуем границы этого расстройства: социальные, политические, культурные

Наталья Никуленкова из арт-группы «Союза выздоравливающих» считает психоактивизм ответвлением активистского искусства. Психоактивизм, по словам Никуленковой, объединяет различные художественные и общественные инициативы, занимающиеся вопросом психических особенностей и взаимодействием с душевными недугами. Эти инициативы совмещают активистскую структуру с эстетическими стратегиями искусства перформанса и современного искусства вообще.

Никуленкова отмечает, что термин «психоактивизм» стал актуален совсем недавно и за первенство в использовании нового понятия уже идут споры. «Активистское искусство появилось в нашей стране в 1990-е годы, но становится все более ограниченным в наиболее эксплицитно политизированных формах. Теперь оно стремится занять другую нишу и политизировать субъективность, борется за права меньшинств и угнетенных, исследуя множественные формы угнетения и его преодоления», — считает Никуленкова.

Медиахудожница Алена Агаджикова определяет психоактивизм как «любые действия, коллективные или индивидуальные, направленные на дестигматизацию людей с ментальными особенностями и вывод психо-проблем из зоны невидимости». Следовательно, психоактивизм — не только активизм в привычном понимании, но и художественные действия, и создание журналистских материалов.

Следующая встреча психоактивистов пройдет 28 января уже непосредственно в психоневрологическом интернате № 18, на ней обсудят принципы работы, позиции и манифест психоактивизма. По мнению Ненашевой, основная проблема практик психоактивизма — разрозненность участников этих проектов. «Именно поэтому мы решили собраться на одной площадке и познакомиться друг с другом, понять, нужно ли нам сообщество. Дальнейшая задача — сформулировать принципы того, что нас объединяет и как вообще одним словом можно назвать то, что мы делаем. Психоактивизм — первичное кодовое название», — говорит Ненашева.

Что включает в себя психоактивизм?

Художественные акции и перформансы

Психоактивисты Катрин Ненашева, Михаил Левин и Владимир Колесников больше года ходят в московские ПНИ. В 2017 году они организовали два проекта, выстраивающие коммуникацию между людьми здесь (в обычной жизни) и там (в ПНИ). Первый — Психосквош, полноценный вид спорта со сформулированными правилами, одноименной федерацией и вручением приза лучшей команде сезона по итогам четырех игр. Постоянная команда состояла из проживающих в ПНИ, временная — из пришедших добровольцев-волонтеров. Второй проект — «Межтуризм». Участники заранее записывались на прогулку по городу, приходили в условленное место и только после этого узнавали свой маршрут-экскурсию. Параллельно они общались по Skype с жителями интерната, которые и разрабатывали маршруты. Часть из них хотела узнать, как изменились места из их прошлой жизни, до того как они попали в интернат, другие же хотели, чтобы им показали места, в которых они вообще никогда не были. Кроме того, «Межтуризм» участвовал в параллельной программе «Ширяевской биеннале».

Медиа-художница и журналистка Алена Агаджикова создала ряд психоактивистских перформансов. В первом, «Я боюсь»художница рассказала о собственном ментальном багаже с детства: клаустро- и агорафобии, деформации восприятия. После были видео-арт «Слежка», где исследовалось грань между тревогой, вызванной внутренним фобическим беспокойством, и беспокойством из-за объективных причин. В последнем перформансе — «Коматоз» Агаджикова исследовала собственное идеальное состояние максимального спокойствия. Помимо этого Агаджикова сделала фотопроект для «Таких дел» — «Ближе, чем кажется», где герои с особенностями психики рассказывали, что помогает им справляться, и как к их болезни относятся окружающие. В октябре 2017-го Алена создала сообщество «Анонимные тревожно-депрессивные» — раз в неделю в одном и том же месте собираются люди, чтобы выговориться или рассказать о своих тревогах.

Студентка школы современной фотографии «ДокДокДок» Тата Гориан в октябре 2017-го представила проект «Вне себя», посвященный самоповреждению — селфхарму. Она сделала портреты 11 героев и зафиксировала их состояние, а также измененную ими среду сразу после того, как они перенесли агрессию к своему телу во внешнее пространство. Все герои абсолютно разные, каждый со своей историей и способом переноса агрессии: кто-то рубил топором мебель, кто-то выплескивал краску на стену, кто-то лепил из глины, кто-то лопал шарики упаковочной пленки. Художница зафиксировала действия всех героев на видео.

Коллективная художественная инициатива «Союз выздоравливающих» исследует конструирование психической нормативности. Их перформансы и акции нацелены на изменения и реформы в системе институциональной психиатрии. В Нижнем Новгороде «Союз» снимал особый штаб-квартиру-убежище для лечащихся из психиатрического стационара. Некоторые из пациентов временно жили в квартире, если сталкивались с трудностями, другие проводили там больше времени. Помимо этого «Союз» устраивал аудиоспектакль «Обучение нормальности», марафон признаний «Выход из тени», акцию «Ночь разума», «Конференцию имени Демократической психиатрии» и другие акции. В 2016 году участники «Союза» вместе с  нижегородским обществом прав человека проводили мониторинг психбольниц на соответствие правам человека. В итоге «Союз»издал брошюру о правах пациентов в психиатрических больницах. «Союз выздоравливающих» существует на платформе международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар».

Содействие творческому потенциалу людей с ментальными нарушениями

Проект «Широта и долгота» налаживает связь между миром закрытых учреждений и обществом. Активисты проводят занятия с жителями ПНИ, привозят художественные материалы, вывозят людей на различные выставки или организовывают выставки самих художников, работающих в разных студиях при психиатрических больницах, ПНИ и других социальных учреждениях. Они находят ярких художников, проживающих в изолированных учреждениях, с мощными работами, не подверженными конъюнктуре и рынку, и стараются включить их в художественную среду, чтобы работы не остались незамеченными. Так, в мае 2017-го «Широта и долгота» организовала первую персональную выставку художницы, живущей в Волосовском ПНИ; в сентябре принимала участие в 4 Уральской биеннале современного искусства, куда привезла работы 13 авторов и одного художника лично. А в январе 2018-го планирует открыть выставку двух художников из двух разных интернатов в музее Анны Ахматовой.

Просвещение

Миссия арт-журнала «Ковчег» просвещение и борьба со стереотипами и предрассудками. Создатели доказывают, что даже с тяжелыми диагнозами можно спокойно существовать и работать, уживаться с психически здоровыми людьми. Журнал дает читателям возможность увидеть за мифами о психических расстройствах личные драмы людей и возможности преодоления болезни. В журнале собраны стихи и рисунки людей с шизофренией различной степени тяжести, рецепты и секреты ведения домашнего хозяйства. Все, кто принимают участие в создании журнала, осваивают новые специальности: становятся дизайнерами, журналистами, редакторами, корректорами, тем самым получая возможность для подработок. Возглавляет арт-журнал 23-летняя Арина Казакова, у нее диагностирована шизофрения.

обложка журнала за декабрь 2017 года
Фото: арт-журнал "Ковчег"

Журналист Маша Пушкина ведет проект «Биполярники», поддерживающий людей с биполярным аффективным расстройством. Сейчас проект сосредоточен на просвещении и распространении информации о БАР, но он также включает перевод специализированной литературы, сообщества в соцсетях и онлайн-группы поддержки. Главная цель проекта — чтобы люди могли вовремя распознать симптомы и обратиться за помощью к специалистам и начать лечение, а не теряли годы в попытках самолечения. Проекту важно донести мысль, что результат лечения зависит не только от врачей, но и от самого человека, его ответственного отношения к своему образу жизни. «Биполярники» ведутся силами нескольких добровольцев с таким же диагнозом. В ближайших планах участников — издать «Гид по выживанию» с биполярным расстройством — книгу с самой ценной практической информацией для пациентов.

Театр

Интегрированный театр-студия «Круг II» для людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями существует уже 20 лет. В профессиональном театре несколько десятков участников в возрасте от 10 до 42 лет, среди них есть как люди с особенностями развития, так и без них. Один из принципов организации — работать с человеком и его особенностями поведения. В студии не знают диагнозов участников и не готовы заниматься терапией, только корректированием поведения, к тому же это не основная деятельность, а скорее, способ существования в одном пространстве. Здесь создают безопасную социальную среду, когда участники готовы принимать не только себя, но и друг друга, когда они учатся осознавать свою разность. Театр формирует среду и условия для людей с расстройствами, когда они становятся нужными обществу, а также формирует зрительскую культуру и отношение к особому театру. Например, многие тексты спектаклей написаны самими актерами. Постановки регулярно участвуют в фестивалях и получают премии, включая самую престижную — «Золотую маску».

Дарья Варламова
автор книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам»

Я знала про явление, но не думала, что для него существует какое-то отдельное название. Я горячо поддерживаю привлечение внимания к положению в обществе людей с психическими расстройствами и особенностями развития, но не могу сказать, что считаю активизм ключевым решением проблемы. Российской аудитории в первую очередь не хватает взвешенной и спокойно изложенной информации по теме, которая бы помогла представить, как выглядит мир для человека с тем или иным психическим расстройством и почему этот человек неопасен и заслуживает сочувствия и уважения.

Иногда приходится разъяснять даже самые очевидные вещи, поэтому на данном этапе я бы делала акцент не на эффектные гражданские и художественные акции, а на продуманные просветительские инициативы, снижающие уровень стигматизации. Тут вполне можно сочетать разные подходы — меня, например, очень вдохновляет коллектив радиостанции «Зазеркалье», работающей при ПКБ имени Алексеева (это интернет-радио выходит каждую субботу в прямом эфире, его ведут люди с особенностями психического здоровья, некоторые перенесли в своей жизни довольно сложные психические отклонения). Есть совершенно восхитительный русскоязычный Twitter, в котором высокофункциональный аутист рассказывает разные факты о своей жизни (правда, он его, кажется, уже удалил). Основатель ассоциации «Биполярники» Мария Фаворская выпустила книгу с рассказами людей с диагнозом.

Мне кажется, тут очень важно найти правильную интонацию — психиатрическая стигма переживается тяжело, и понятно, что многим хочется эмоционально высказаться о наболевшем, но российскую аудиторию, долгое время не имевшую доступа к качественной информации на эту тему, для начала стоит приучить не шарахаться и вообще спокойно задуматься о том, как устроена психика и почему на самом деле люди не делятся жестко на «нормальных» и «ненормальных». Тогда появляется гораздо больше шансов быть услышанным.  


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: