«Вы найдете массу советов психологов, но это не поможет»: как москвичке удалось остановить травлю сына в школе
Мама пятиклассника из Москвы Наталья Цымбаленко остановила нападки одноклассников на своего сына и, основываясь на своем опыте и рекомендациях юристов, составила памятку «Как остановить травлю ребенка». Пособие пригодится родителям, чьи дети подверглись буллингу со стороны сверстников. В методичке по пунктам объясняется, как остановить травлю и, если необходимо, довести дело до суда. Скачать ее в хорошем разрешении можно здесь.
«Разговорами “вы ничего не докажете” они не отделаются»
Сын Натальи Петя учится в пятом классе гимназии. В декабре прошлого года он стал жертвой буллинга. Одноклассники унижали и провоцировали Петю и его друга: обидчики подкладывали в рюкзак мальчика бутылки с мочой, стягивали штаны, выкладывали фотожабы в соцсетях, пытались отбирать деньги.
Попытки поговорить с родителями и классным руководителем оказались неудачными. Наталья стала действовать бюрократически: пришлось собирать доказательства травли, письменно обращаться к администрации школы, привлекать инспектора по делам несовершеннолетних. Этого оказалось достаточно, чтобы решить проблему — до суда дело не дошло.
«Все успокоилось, как только они (родители обидчиков. — Прим. ТД) поняли, что у меня есть факты и аргументы, что это дело реально можно использовать в суде, что я туда дойду, — рассказала Наталья. — Подключилась школа, инспектор по делам несовершеннолетних, школьные представители. Они поняли, что все серьезно. Что разговорами “вы ничего не докажете, вы все идиоты” они не отделаются. И тогда пошли на попятную, принесли извинения. Мы встречались с мамой мальчика, который рисовал на нас фотожабы, она нам говорила: “Мы извиняемся, мы не думали, что вы обидитесь”. Это цитата. Не “извините нас”, а “мы извиняемся”. Ладно, мне и этого достаточно. Главное, что все поняли, что так делать нельзя, что мы этого не оставим».
«Видно, попала в болевую точку»
О травле сына Наталья много писала в Facebook — сначала спрашивала совета, потом рассказывала друзьям и неравнодушным, как удалось разрешить ситуацию. Финальный пост стал стремительно распространяться в соцсетях.
«Видно, попала в болевую точку, потому что этот пост за двое суток обошел весь русскоязычный интернет. Это был для меня, честно говоря, шок. Мне писали даже из Америки: “Вы из какого штата? У нас в Нью-Йорке в каждой школе есть советы по буллингу”. Я не знала, что это такая проблема, правда, не понимала», — призналась Наталья.
Этот пост стал своеобразным пособием для тех, кто столкнулся с травлей, поэтому Цымбаленко решила преобразовать его в памятку. Для этого пришлось привлечь юристов и дизайнера.
«Я встретилась с юристами, проговорила некоторые моменты. Например, я не знала, что звукозаписывающее устройство должно быть легальным, а не с AliExpress, что надо писать директору жалобу, а не заявление. В этом мне юристы помогли, — рассказала Наталья. — В интернете вы не узнаете, как действовать. Вы найдете массу статей психологов, которые будут нам говорить: играйте с ребенком в активные игры, увеличьте его статус в классе, расскажите о его наградах. Это все правильно, но это не поможет. А чтобы советовали бороться именно в рамках закона, такого не было. И вот мы это сделали».
«Не надо дожидаться, когда дойдет до травм»
Сын Натальи до сих пор учится в той же гимназии, в том же классе. Отношения с бывшими обидчиками теперь нейтральные.
«Нужно понять, что менталитет этих людей не изменился. Они искренне считают себя правыми — и родители, и дети, по нисходящей. Они просто испугались и замерли на какое-то время. Естественно, всю эту ситуацию нужно мониторить. Постоянно напоминать: ребята, мы все помним и мы здесь, если что. Мы знаем, как действовать. Я вижу, что теперь в нашем классном чате больше нет разборок, — отметила Цымбаленко. — Раньше там было регулярно: Свету опять обижают, Маша опять жаловалась и так далее. Сейчас таких ситуаций проблемных нет. Значит, этого пока достаточно для того, чтобы все такие истории в классе закончились».
Главный совет Натальи — остановить травлю как можно раньше. Вербальные оскорбления и угрозы — это тоже буллинг, который требует вмешательства родителей и школьной администрации.
«Когда все это вышло на уровень директора, у нас спросили, почему мы раньше не пришли. То же самое нам сказала инспектор по делам несовершеннолетних: «Не надо дожидаться, когда дойдет до травм. Если ситуация в классе некомфортная — обзываются, толкаются, унижают словесно — приходите в инспекцию по делам несовершеннолетних. Мы будем подключаться, мы будем разбираться».
Сделать буллинг немодным
На памятку «Как остановить травлю ребенка» обратила внимание сооснователь Проекта W Алена Попова. После резонансного случая в Вольске, где подростки избили девятиклассницу и заставили ее лизать обувь обидчицы, правозащитница запустила в Facebook кампанию #вместепротивтравли и одноименный сайт vmesteprotivtravli.ru, на котором можно найти много полезной информации как для детей, так и для родителей.
Цель проекта Поповой — не только помочь тем, кто уже стал жертвой травли, но и рассказать о проблеме как можно большему количеству людей, сделать борьбу с буллингом важной и модной.
«На меня вышли общественники. Я очень рада, что существует такая поддержка. Алена Попова теперь всячески делает буллинг немодным, и я готова участвовать во всех лекциях, отвечать на вопросы, помогать. Мы это пережили, и я понимаю, что испытывают эти дети и родители, понимаю их ощущение беспомощности. И я хочу помочь», — заявила Цымбаленко.
Что говорят эксперты про памятку
«Эта памятка подходит для экстремальной ситуации, когда ребенка буквально истязают. Здесь все уже нацелено на суд, полицию, сбор доказательств и так далее. Очевидно, для таких ситуаций это все правильно, – прокомментировала Тамара Эйдельман, преподаватель истории московской школы № 67. — Я бы просто добавила, что для начала нужно спокойно разговаривать со своим ребенком, с родителями, с учителями. Здесь перепрыгнута первая стадия — попытки спокойного, мирного урегулирования конфликта. Не забудем, что те, кто травят ребенка, тоже дети. Пусть злые, жестокие, но дети. А в целом здесь все верно написано».
Генеральный директор АНО «Интернациональный центр спасения детей от киберпреступлений» Сергей Пестов обратил внимание на пункт, в котором говорится о возмещении морального вреда. «Моральный вред нужно доказывать путем обращения за медпомощью, фиксировать ухудшение здоровья», — заявил эксперт.
Если вы предоставляете скриншоты в качестве доказательств в суд, их лучше заверить у нотариуса.
«Судейская практика показывает, что судьи больше обращают внимание на нотариально заверенные скриншоты. Они заверяются нотариусами в качестве протоколов осмотра интернет-страниц», — пояснил Пестов.
«На мой взгляд, должны создаваться необходимые условия неприемлемости оскорблений и травли в обществе в целом и государство должно четко обозначить это преступление. Нужно обозначить травлю в интернете как отдельный вид преступления, и он должен рассматриваться правоохранительными органами. Госдума поднимает этот вопрос, а мы о нем говорим уже два года», — добавил он.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам