В Московском районе Санкт-Петербурга старшеклассникам раздали анкеты, где предлагалось оценить готовность поставить государственные интересы выше собственных, а также назвать социальные группы, к которым они испытывают неприязнь.
Скриншоты анкет, розданных школьникам, появились в Facebook. Детям предлагается оценить по шкале от одного до пяти некоторые утверждения, например: «Интересы России превыше моих собственных», «Я готов встать на защиту своей родины и народа», «У меня возникает чувство гордости за современное политическое влияние России» и другие.
Также школьникам нужно выбрать из списка, каковы основные причины экстремизма в России и в школах в частности и к каким людям они испытывают неприязнь из-за их религии, национальности, физических недостатков и других особенностей.
В одном из пунктов создатели анкеты предлагают школьникам указать, испытывают ли они неприязнь к определенным социальным группам — далее перечислены наркозависимые и алкозависимые люди, секс-работницы, бездомные, малоимущие и гомосексуалы.
Петербургский политический активист Даниил Александров отметил в посте об анкете, что авторы вариантами ответов «откровенно подводят подростков под статью 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды)».
В комитете по образованию администрации Санкт-Петербурга «Фонтанке» подтвердили подлинность анкеты и заявили, что это «часть комплексного плана мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних» на 2017—2018 годы. Опрос призван выявить среди учащихся лиц, «проявляющих агрессию на межнациональной почве».
Анкетирование проводится по решению Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи Московского района для исполнения вышеупомянутого плана.
В сентябре 2017 года в школах Кубани ввели обязательные информационные пятиминутки для обсуждения последних политических новостей. Темы для пятиминуток обозначены такие: «Слава России», «История говорит», «Новостная неделя», «На Кубани мы живем».
В октябре управление МВД по противодействию экстремизму предложило наказывать школы и родителей за участие подростков в митингах.
«Такие дела» писали о повсеместной государственной кампании, направленной на повышение уровня патриотизма в российских школах. В апреле мы поговорили с двумя учительницами, которым приходится разговаривать со школьниками про современную политическую ситуацию.
В марте ТД опросили учителя, директора школы, маму пятиклассницы и ученика 11-го класса на тему, стоит ли педагогам говорить в школе о политике.