Самые важные тексты и срочные новости от «Таких дел» в моментальных уведомлениях
Подписаться

«Не относиться к животным как к бизнесу»: как устроены контактные зоопарки и могут ли они быть полезны?

Контактные зоопарки — тема, которая вызывает много вопросов. Хорошо ли там питомцам? Воспитывают ли частные зверинцы любовь к природе или, напротив, прививают отношение к животным как к игрушкам, которые можно использовать в свое удовольствие? Всегда ли в таких местах добросовестно выполняют ветеринарные и санитарные нормы? Так и не принятый с 2010 года законопроект «Об ответственном обращении с животными» должен был запретить деятельность коммерческих зверинцев, отражая точку зрения большого количества противников этого бизнеса. «Такие дела» разбираются, как устроены контактные зоопарки и что случится, если их все-таки запретят.

Откуда берут животных?

Большинство обитателей контактных зоопарков взяты из других зоопарков или питомников, а не из дикой природы, говорят владельцы частных зверинцев. В основном это домашние животные: кролики, козлята, хомяки. Часто держат енотов и сурикатов — они общительны с посетителями. В некоторых зоопарках есть и экзотические животные, например дикобраз, гигантская шпороносная черепаха, разнообразные рептилии.

«У нас есть сова, которая была отбита у бродячих собак, но мы ее спасли. Есть ворон из цирка, но мы его тоже выкупили и спасли. Даже те животные, которые приобретались из государственного зоопарка, были выращены человеком. Некоторым контакт с человеком просто необходим», — рассказывает руководитель московской сети контактных зоопарков Руслан Мыльцев.

Как содержат животных?

Закрытые контактные зоопарки часто расположены в местах с большим трафиком посетителей с детьми, например, в торговых центрах. Животные там находятся в клетках, вольерах или террариумах. У них должны быть домики, чтобы спрятаться в том случае, если контакт с посетителями начнет доставлять зверькам дискомфорт. Другой альтернативы, как правило, в контактных зоопарках нет, животные покидают его только для транспортировки, ветеринарного лечения. Лошадей и коз иногда выгуливают в ближайших зеленых массивах — лужайки, скверы. Если зверинец находится на территории заповедников или городских парков, возможностей для выгула больше.

«Все животные имеют свои особенности. С ними связано обустройство вольеров, режим. Например, не каждому животному нравится, когда его берут на руки. В хороших зоопарках, где любят животных, это учитывают», — говорит специалист по поведению животных Дмитрий Тарасов.

В вопросах кормления питомцев многое зависит от политики владельцев зверинцев. В одном из пермских контактных зоопарков корм посетителям не продается, чтобы животные не переедали. «Лакомство для хищников используется только в том случае, если животное залезло на человека и не хочет с него слезать», — говорит администратор Иван. У каждого животного свой рацион и график питания, но кормят их только работники зоопарка. В одном из московских зверинцев гости могут купить стаканчик с овощами и злаками, но кормить ими можно далеко не всех животных. Об этом предупреждают специальные таблички на клетках, детей стараются контролировать работники зоопарка.

СурикатФото: pxhere.com

Ветеринарный надзор

В основном зоопарки обслуживает государственная ветеринарная служба. Например, в контактный зоопарк на московском Арбате ветеринар заходит раз в неделю, вакцинация проводится раз в полгода. Случаются покусы посетителей, поэтому владельцы стараются оградить себя от проблем. Это может быть и скандал в СМИ, и множество специальных проверок вплоть до закрытия. Для детей такая ситуация — большой стресс. Если вас укусит животное, то, скорее всего, вам предложат обработать ранку прямо на месте. Работники зоопарков говорят, что почти всегда виноваты посетители, которые слишком настойчивы в общении с животным.

«Опасность заражения посетителей животными, в общем-то, исключается. Животное находится в замкнутом пространстве, — говорит Тарасов. — А вот посетители могут занести какую-то инфекцию, поскольку они приходят из той среды, которая непривычна животным. Поэтому в хороших зоопарках гости обязательно моют руки и надевают бахилы перед посещением».

Проблемы с посетителями

У животных должен быть режим дня, который посетители не должны нарушать. «Например, лисы днем спят. И посетителю, который приходит днем, нужно объяснить, что будить лису для него не будут. Тогда люди сразу понимают, что они у животных в гостях», — рассказывает Тарасов. Несмотря на то что на многих клетках есть предупреждающие таблички: «Не беспокоить», «Не кормить» или «Вход только с персоналом», гости все равно часто выманивают зверей из их укрытий, откармливают и очень настойчиво трогают их.

«Грамотный персонал должен рассказывать много интересного про животное, — поясняет Тарасов. — Просто енот приносит посетителю мало впечатлений. А рассказ о том, что это очень интеллектуальное и чувствительное животное, что он может открывать ключом замок и вместо четырех ног у него четыре руки, может удовлетворить желание физического контакта с животным. Человек проникается уважением. Это правильный подход».

Правовая база

«Правовые нормы для контактных зоопарков очень сырые. Открыть звероферму или притравочную станцию сейчас гораздо проще с юридической точки зрения», — делится своим опытом Тарасов.

По российскому законодательству животные рассматриваются в двух статусах.

  • Как вещи, если они находятся в чьей-то собственности (ст. 137 ГК РФ), но есть ряд ограничений. Нельзя жестоко обращаться с животными (ст. 245 УК РФ). Перевозки животных, составляющих культурную ценность, регулируются Законом от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
  • Как объекты животного мира, если они находятся в «состоянии естественной свободы» (федеральные законы от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» и от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными» должен был регулировать обращение «с животными-компаньонами, служебными животными и животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях». Текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, запрещает деятельность, предусматривающую «использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям (посетителям) физического контакта с животными», то есть контактные зоопарки. После закрытия «владелец обязан обеспечить животному условия содержания в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона до естественной кончины животного, или найти животному нового владельца, или передать его в приют, имеющий условия для содержания таких животных, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона».

Законопроект прошел первое чтение еще в марте 2011 года, резко увеличилось число инициаторов проекта, но во втором чтении совет ГД переносил рассмотрение в 2011, 2016 и 2017 годах, несколько раз продлевались сроки представления поправок. В июле прошлого года он все еще рассматривался во втором чтении, но так и не был принят. По информации «Ведомостей», препятствием стало охотничье лобби, поскольку законопроект ограничивал право на притравку.

Почему зоозащитники критикуют контактные зоопарки?

ЕнотыФото: pxhere.com

Зоозащитники воспринимают контактные зоопарки очень болезненно. Глава центра защиты прав животных «ВИТА» Ирина Новожилова в петиции о запрете контактных зоопарков называет их преступным и опасным для здоровья людей бизнесом. Она ссылается на перечень нормативных актов, которые прописывают ветеринарно-санитарные нормы для зоопарков.

«Далеко не все владельцы контактных зоопарков в России добросовестные, и условия для животных зачастую не самые лучшие», — комментирует Дмитрий Тарасов.

От неправильного обращения животные становятся агрессивными, и посетителей могут покусать не только опасные для человека животные, но и обычно безобидные домашние. Бывшие сотрудники рассказывают о жестоких методах, которыми могут злоупотреблять в контактных зоопарках. Нередко животные страдают и по неосторожности работников.

А если контактные зоопарки закроют?

Обычно, если по каким-то причинам закрывается сетевой контактный зоопарк, животные просто переезжают на другую точку. «Любая транспортировка для животного — стресс, но чаще всего этот стресс приемлемый», — говорит зоопсихолог Ольга Арнольд.

Если контактные зоопарки запретят совсем, скорее всего, животных сдадут в городской зоопарк, домашним животным постараются найти хозяев, говорят в администрации пермского зоопарка. По словам зоологов, выпустить животных, выращенных в неволе, в дикую природу нельзя. «Они не выживут в дикой среде. К этому должны готовить с самого раннего возраста, — рассказывает Ольга. — Где-то в Америке волков из зоопарка выпустили в заповедник, и они сидели голодные посреди стада оленей, пока их не забрали».

Зоологи опасаются, что животных могут просто оставить на улице или отдать на убой. «В контактных зоопарках содержится около полутора тысяч енотов-полоскунов, а на зверофермах ежегодно в соответствии с официальным планом 600 тысяч енотов уничтожается ради меха. И содержатся они там в условиях, которые никак не сравнимы с контактным зоопарком», — говорит Тарасов.

Контактные зоопарки не должны быть массовыми, но закрывать их не стоит, считает эксперт: «Люди как-то должны узнавать о живой природе. По картинкам это сделать невозможно. В контактных зоопарках есть то общение, которое необходимо некоторым видам для нормального функционирования их нервной системы. Только наблюдая психическую деятельность животных, человек проникается пониманием и уважением. И в этом смысле на контактных зоопарках огромная миссия».

Альтернатива закрытию

«Бизнес контактных зоопарков должен очень серьезно контролироваться и регламентироваться, — считает Дмитрий Тарасов. — Для каждого вида животных должны быть определены нормы содержания. Например, для лисы нужен домик снизу, а для енота — сверху». Зоопсихолог говорит, что и посетителям нужно прививать правильное отношение к животным. Дрессировщик должен сопровождать гостей. Людей в зоопарк нужно пускать небольшими группами. Обязательно следить за детьми. Также важно регламентировать отбор животных, чтобы все они были ручными. «Проще всего сделать постоянным контингентом контактного зоопарка домашних животных, которые уже привыкли к человеку. А экзотических животных должно быть мало, чтобы им можно было уделять должное внимание и заботу», — предлагает Ольга.

«Надо любить животных и не относиться к ним как к бизнесу. Хорошие контактные зоопарки по определению не могут приносить много денег, как и хорошие зоопарки очень редко самоокупаются», — говорит зоопсихолог. Дмитрий Тарасов рассказывает: «После трагедии в Кемерове [в пожаре в ТЦ “Зимняя вишня” также погибли все питомцы частного зверинца] один мой знакомый директор зоопарка собрал всех своих сотрудников, раздал им переноски по количеству и размеру животных и отрепетировал экстренную эвакуацию».

По словам эксперта по поведению животных, они испытывают точно такие же эмоции, как и люди: у них те же гормоны, та же нервная система. «Наша задача — смоделировать им такую среду, в которой им будет комфортно. Предстоит очень большая работа на законодательном уровне, и привлекать нужно в первую очередь зоологов, зоопсихологов и ветеринарных врачей», — убежден Тарасов.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ
Все новости
Новости
Загрузить ещё
Текст
0 из 0

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: