Как психология может помочь больным раком и врачам-онкологам
Любой человек боится услышать, что у него рак — но и врачу нелегко сообщать такой диагноз. Врачу приходится не только лечить, но и успокаивать, и поддерживать пациента, выполняя роль друга, духовника и психолога. Многие медики до сих пор убеждены, что это неотъемлемая часть их профессии — но правильно ли брать на себя такую нагрузку?
Как хирург не будет сверлить зуб без крайней необходимости, так и онколог не должен брать на себя задачи психолога, в этом мнении сходятся эксперты международного онкологического форума «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. «Такие дела» разобрались в том, как психологическая поддержка способна избавить онкобольного от боли, а врача — от профессионального выгорания.
Почему пациентам нужна психологическая помощь при раке
Онкологическое заболевание является психотравмирующим, потому что угрожает жизни и подрывает привычные представления о ней, рассказывает медицинский психолог НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова Кристина Кондратьева.
В своем исследовании на примере молодых женщин, столкнувшихся с раком молочной железы (РМЖ), она объясняет, что от того, как пациент представляет себе столкновение с раком, зависит характер психологической травмы: «Наши пациенты с РМЖ вступают в процесс лечения с позицией: «Я сильная, я со всем справлюсь». Эта позиция не позволяет пациентке пластично реагировать на все, что с ней происходит: выходит, что на все я буду реагировать своеобразным геройством. Она затрачивает много психической и физической энергии, ведет к астенизации (слабости — прим. ТД), и в дальнейшем пациент выходит в ремиссию, а у него нет сил на жизнь».
Условно здоровые женщины воспринимают понятие «онкологическое заболевание» как дающее новые возможности, новые встречи, как дающее возможность для проявления материнства и женственности, как причину для расслабления — в то время, как женщины с РМЖ говорят об опасности, о лишениях. Травмирующим фактором становится вынужденная смена представлений о данном понятии, существующих до момента заболевания при столкновении с его реальными последствиями.
Как онкопсихологи помогают пациентам
Справиться с вынужденной сменой представлений о себе, жизни, будущем и лечении помогают онкопсихологи. В научно-исследовательском центре имени Бехтерева два года проводили психологическую реабилитацию среди больных, у которых впервые диагностировали рак. Раз в неделю онкобольные встречались с психотерапевтом на индивидуальной консультации, а еще раз в неделю — работали в группе.
Спустя 10 встреч с онкопсихологами у пациентов снизился эмоциональный дискомфорт и тревога о будущем, рассказывает младший научный сотрудник исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева Павел Чернов. Они стали чаще обращаться за помощью и поддержкой к окружающим, не стеснялись говорить о том, что их тревожит, с медиками и стали чаще обсуждать свои проблемы с близкими людьми. Онкобольные стали меньше уставать и жаловаться на отсутствие аппетита. С точки зрения онкологов же, главным достижением реабилитации стало то, что в группе не было ни одного отказа от сеанса лучевой и химиотерапии.
Такого продвижения удается добиться за счет работы мультидисциплинарной команды, где каждый врач оказывает помощь в рамках своих компетенций. «Врач общего профиля недостаточно хорошо подготовлен к специфике врача-психолога или клинического психотерапевта, поэтому и нужны в мультидисциплинарной команде такие специалисты. Тогда и нагрузки на лечащего врача будут намного ниже», — подчеркивает кандидат психологических наук, научный сотрудник центра онкологии имени Н.Н. Петрова Маргарита Вагайцева.
Как врачи могут поддержать пациента
Для больного не найти лучшего специалиста, с которым можно поговорить о том, что его действительно беспокоит, чем лечащий врач, признает кандидат психологических наук, старший научный сотрудник центра онкологии имени Н.Н. Петрова Валентина Чулкова. Но врач должен оказывать психологическую помощь только в рамках своей профессии, правильно ведя прием. По остальным вопросам необходимо переключать пациента на специалиста.
Общение с врачом на приеме влияет на моральное состояние больного и его настрой на выздоровление, считает создательница блога «Ульяна против рака» Ульяна Шкатова (у девушки четвертая стадия меланомы, сейчас она находится в ремиссии — прим. ТД). Она опросила 118 человек с онкологическими диагнозами, и с этим утверждением согласны 97% респондентов.
«Зачастую пытаясь сохранить положительное эмоциональное настроение у пациента, врач может дать недостаточно информации, — рассказывает Шкатова. — Часто слышала истории, когда врачи говорили: все хорошо, операцию сделали, приходите через три месяца на проверку. И если врач не донес всю серьезность ситуации, то пациент может просто не прийти через эти три месяца. Здесь важен баланс между положительным эмоциональным состоянием пациента и желанием донести всю серьезность ситуации».
Положительное эмоциональное состояние пациента складывается из того, насколько спокоен и уверен в себе врач, как он относится к пациенту — достаточно ли тактично и доброжелательно, есть ли индивидуальный подход. Пациенты чувствуют себя спокойнее, если врач в четких формулировках говорит им о течении болезни, способах терапии и побочных эффектах, ясно отвечает на вопросы, приводит в пример конкретные случаи и готов быть на связи.
Последний пункт особенно важен, подчеркивает Шкатова: «Просто визитка с телефоном врача в кармане уже положительно повышает эмоциональное состояние». Врачу при этом следует оговорить время, когда ему можно и нельзя звонить или писать, чтобы сохранить свои границы.
Каждый четвертый онкобольной в стационаре готов принять психологическую помощь от психолога — и еще столько же скорее обратятся за поддержкой к медсестре. Об этом свидетельствуют данные опроса, который провела выпускница петербургского фельдшерского колледжа Татьяна Вихрова. Пациенты говорят, что доверительные отношение с медсестрами помогают им справиться с тревогами и страхом перед процедурами.
Большинство медсестер онкологического отделения тоже чувствуют себя обязанными оказывать психологическую поддержку пациентам, но считают, что у них недостаточно знаний и навыков для этого. Они хорошо относятся к дополнительному обучению психологии, но из-за постоянной усталости и большой нагрузки на их готовность оказало бы большое влияние время, которое бы заняла подготовка.
«Надо расширять знания медсестер, разработать для них методические рекомендации по психологической работе с онкобольными и внедрить коммуникативные программы, которые бы тренировали коммуникативные навыки и умения медсестры», — заключает Вихрова.
Как онкоспециалистам защищать себя от выгорания
Когда врачи переносят на себя болезни пациентов и слишком эмоционально включаются в их трудности, они рискуют своим психологическим здоровьем. Ведущий психолог службы «Ясное утро» Ольга Плющева на примере консультантов службы горячей линии онкобольным изучила, что дает возможность специалистам восстанавливать свои резервы и развиваться, несмотря на тяжелую психологическую обстановку.
Консультанты оценивают каждый седьмой звонок на горячую линию как средней степени кризисности, а каждый сотый — как высокий. Сложнее всего им даются звонки, связанные с детской онкологией, суицидами, терминальными стадиями рака, страхом смерти и горем по умершему родственнику — и часто переживания совпадают с тем, что испытывает сам работник.
Главным фактором психологической защиты сотрудники «Ясного утра» считают атмосферу коллегиальности (30%), на втором месте — профессиональное совершенствование (27%), а на третьем — супервизия (19%) — процесс, во время которого специалист вместе с другим экспертом прогнозирует эффекты терапии и осознает свои ошибки. На четвертом месте — хобби и комфортные условия работы.
Консультанты отмечали, что больше всего в работе им помогали спокойствие, чувство юмора, стрессоустойчивость, сочувствие и уважение к звонящим, умение слушать и соблюдать границы, а также желание помогать.
Организация может сама выстроить работу таким образом, чтобы поддерживать психологическую защиту своих сотрудников: определить идейные ценности и транслировать их, подбирать персонал с учетом нагрузки и ролей в команде, организовать комфортные условия труда, обеспечить супервизию и повышение квалификации, а также развивать корпоративную культуру, совместный досуг, признавать заслуги и давать сотрудникам возможность влиять на произвольные решения и видеть результаты труда.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам