Появится ли в России каршеринг для людей с инвалидностью?
Каршеринг — это способ аренды автомобилей с поминутной оплатой. Последние несколько лет он набирает популярность в больших городах России. По данным «Автостата», Москва занимает первое место по динамике роста парка каршеринга.
Но на сегодняшний день этот вид транспорта доступен не для всех. В сервисах каршеринга отсутствуют автомобили, оборудованные для людей с ограниченными возможностями. В конце июня власти Москвы сообщили, что, возможно, такая услуга появится. Смогут ли люди с инвалидностью пользоваться каршерингом в ближайшее время — разбирались «Такие дела».
Спрос рождает предложение
О каршеринге для людей с ограниченными возможностями говорили 26 июля на экспертном совете по вопросам транспорта при правительстве Москвы.
«При возникновении спроса на подобную услугу со стороны маломобильных граждан, безусловно, операторы каршеринга начнут предоставлять эту услугу. Всегда, когда есть спрос, появляется и предложение», — заявил замруководителя столичного департамента транспорта Дмитрий Пронин.
Представители компаний-операторов сообщили ТД, что реальных данных о таком спросе у них нет. По их словам, люди с инвалидностью к ним не обращаются. В компаниях нет услуг для клиентов с ограниченными возможностями. Получается, что ситуация представляет собой замкнутый круг, а статистики, которая могла бы подтвердить спрос или его отсутствие, не существует.
Частный бизнес или государство
В прошлом году YouDrive, BelkaCar и «Делимобиль» высказались о готовности запустить услугу для людей с ограниченными возможностями. Но на данный момент эта опция так и не появилась ни в одной из трех компаний.
Управляющий партнер сервиса YouDrive Борис Голиков считает, что стимулировать появление такого вида каршеринга должны городские власти.
«Не очень понятно, чем автомобиль должен быть оснащен. Какой объем этого парка должен быть. Мы еще не доросли до момента, когда можно заниматься благотворительностью, — замечает Голиков. — Нет сомнений, что средства, затраченные на оборудование автомобилей, не окупятся. Инициатива должна идти от города. Мы с удовольствием предоставим услугу для людей с ограниченными возможностями, но нам нужны вводные данные и льготы».
Оказывается, сами операторы не знают, как действовать в этой ситуации. Гипотетически все понимают, что проблема важна, но перспективы и эффективность такой услуги оценить сложно. В пресс-службе «Делимобиля» сказали, что осознают значимость вопроса, но пока в этом направлении не работают: «Суть каршеринга в том, что некоторое количество машин распределено в пешей доступности от водителя. Ни 10, ни 15 автомобилей не решат проблему в рамках Москвы. Для промышленных масштабов нужно понимать объем машин и то, скольким людям потребуется услуга. К нам с этим пока никто не приходил».
В пресс-службе московского департамента транспорта сказали, что с вопросом о каршеринге для людей с инвалидностью нужно обращаться к операторам. Но пока бизнесмены и городские власти перекладывают ответственность друг на друга, проблема не двигается с мертвой точки.
Те, кому нужен такой каршеринг
Лариса Морозова руководит общероссийской общественной благотворительной организацией ИнАвто, которая состоит главным образом из водителей с ограниченными возможностями. И по словам Морозовой, в Москве проживает около миллиона таких людей.
«К 2011 году отменили все льготы, связанные с автомобилем для инвалидов, — говорит она. — У нас существует соцтакси. Оно стоит 200 рублей в час, но машин этих не хватает, и вызывать их нужно сильно заранее, в метро тоже очень мало станций, реально доступных для инвалидов. Наземным транспортом удобно пользоваться летом. А зимой с этим намного сложнее. Фактически городской транспорт у нас совершенно не адаптирован».
История с каршерингом, по мнению Морозовой, могла бы решить множество проблем. Она осознает, что для запуска такой услуги требуется огромная предварительная работа, но ИнАвто готова взять на себя поиск информации о людях, которым может понадобиться такая аренда.
«Наша организация может заняться сбором сведений, также, думаю, следует обратиться к Всероссийскому обществу инвалидов России, — замечает глава ИнАвто. — Если мы объединим усилия, мы вполне сможем составить базу».
Сложности вопроса
У людей с разными группами инвалидности разные потребности. Следовательно, машины тоже придется оснащать по-разному. Возможно, автомобили с ручным управлением сделают каршеринг доступным для людей с парализованными нижними конечностями. Но вопрос, сколько должно быть машин, чтобы люди в любой момент могли сесть за руль, остается нерешенным.
Например, в столице у «Делимобиля» около 2 тысяч авто. Такое количество обеспечивает территориальную доступность машин для москвичей. А какая система каршеринга соответствовала бы потребностям людей с ограниченными возможностями, в российских сервисах пока не понимают. Кроме того, операторы не верят, что эта услуга может быть экономически эффективной для бизнеса.
Начальник отдела аналитики компании «Автостат» Андрей Топтун считает идею каршеринга для людей с инвалидностью провальной.
«Каршеринг развивается только в крупных городах, где есть спрос. Для удачного течения бизнеса должно быть много автомобилей. Среди инвалидов клиентов будет мало, поэтому сама идея поминутной аренды в этой ситуации не работает. Что касается регионов, то здесь обычного каршеринга нет как такового, — подчеркивает аналитик. — Компании только-только двинулись в города-миллионники. Чем меньше людей, тем меньше привлекательность для бизнеса».
По мнению Топтуна, в этом случае лучше развивать социальное такси.
Зарубежный опыт
В мире есть примеры каршеринга для людей с инвалидностью. Но все-таки о поминутной аренде автомобилей речь не идет. Компания Enterprise, у которой можно арендовать машину в США, Канаде и Великобритании, предоставляет услуги для людей с ограниченными возможностями. Но, во-первых, машину нужно заказывать за два дня, во-вторых, Enterprise сдает транспортные средства минимум на час, в-третьих, их нужно возвращать в пункты приема.
Во Франции популярен P2P-каршеринг-сервис, который дает возможность физическим лицам арендовать машины друг у друга. Парижанка Шарлот де Вильморин провела всю жизнь на коляске. Отправившись за границу, она столкнулась с большими трудностями при поиске оборудованной машины. Эта ситуация вдохновила ее на создание сервиса Wheeliz, где люди с ограниченными возможностями могут арендовать подходящие автомобили у других физических лиц. Такая система аренды имеет большое преимущество: оборудованная машина уже есть, не нужно вкладывать дополнительные средства. Сервис выступает посредником между физическими лицами, обеспечивает страховку и решает правовые вопросы.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам