Кто должен отвечать за отсутствие лекарств у онкобольного пациента?
В прошлом году каждый пятый звонок на горячую линию помощи онкобольным «Ясное утро» был связан с получением лекарств. Большинство пациентов вынуждены были самостоятельно оплачивать препараты, положенные им бесплатно, из-за длительного ожидания медикаментов.
На международном онкологическом форуме «Белые ночи» в Санкт-Петербурге юридический консультант центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Лада Короткова объяснила, кто ответственен за отсутствие лекарств и как этот вопрос рассматривают в суде.
Анализ судебной практики в России показывает, что чаще всего судьи рассматривают два типа дел о лекарствах для онкобольных: когда пациент просит компенсировать ему деньги за положенные бесплатно препараты, которые ему пришлось закупать за свой счет, или оспаривает отказ выдать лекарства бесплатно или выписать рецепт на него.
«Очевидно, что суды удовлетворяют большинство таких исков пациентов (о лекарственном обеспечении. — Прим. ТД) и часто обращают их к немедленному исполнению на основании статьи 212 Гражданско-процессуального кодекса, если есть к тому необходимость», — отметила Лада Короткова.
Когда онкобольной имеет право бесплатно получить лекарство?
Пациент имеет право на лекарство, даже если на этот препарат не хватило финансирования, не заключили контракт на поставку или его нет в аптеке. «Мы часто слышим: «Мы не выпишем вам рецепт, потому что в аптеке нет» — не рекомендуется так делать», — предупредила юридический консультант представителей больниц. Кроме того, право пациента на лекарства не зависит от того, находится ли лекарство в перечне жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖВНЛП) и входит ли в стандарт лечения.
В качестве примера Лада Короткова привела решение судебной коллегии областного суда в Ивановской области: пациент проходил лечение в онкоцентре имени Блохина, где ему выписали препарат стоимостью 200 тысяч рублей. Он приобрел лекарство за свой счет и начал его прием, а позже попросил Ивановский областной диспансер созвать врачебную комиссию, которая бы решила — назначать ли ему и дальше этот препарат.
Врачебно-консультативная комиссия постановила продолжить прием лекарства, но местный департамент здравоохранения отказался выдать его — якобы применение препарата не было назначено в установленном порядке. Пациент обратился в суд, и тот решил дело в его пользу. Департамент обжаловал это решение, но и суд второй инстанции оказался на стороне пациента. Почему? Потому что пациент обратился с рекомендациями онкоцентра в областную больницу и попросил назначить комиссию, а еще — потому что даже если препарата нет в перечне ЖВНЛП, то это не должно ущемлять права онкобольного.
Но есть и другой нюанс: рекомендации федеральных онкологических центров по поводу препаратов не являются обязательными для больницы, где лечится пациент, подчеркнула Короткова. Решающим документом в этом случае становится протокол врачебной комиссии, который должен быть составлен по всем правилам, описанным в приказе Минздрава 502н. Суд обращает внимание на оформление протокола и может не принять его в качестве доказательства, если в документе нет даты или подписей всех участников комиссии. Это важно и для самой больницы — внимательное отношение к оформлению таких документов позволит снять риск наступления ответственности для учреждения.
Кто должен выплатить компенсацию пациенту?
В случае если пациент оказался вынужден покупать лекарства за свой счет, суд решает компенсировать ему расходы. Кто будет отвечать — зависит от ситуации. Если был необоснованный отказ выписать пациенту рецепт, то ответственность за это ложится на лечебное учреждение, оно и должно выплатить компенсацию. Если лекарства не было в аптеке, то эта обязанность фармацевтических организаций, которые выиграли конкурс на поставку услуг. Если не был заключен государственный контракт на поставку лекарств, то компенсацию выплачивает уполномоченный орган субъекта РФ, а если средства не перечислили по межбюджетному трансферу, то ответственность ложится на распорядителя (орган власти, отвечающий за распределение бюджетных средств. — Прим. ТД).
Так, в 2017 году в Алтайском крае пациент с лимфоцитарным лейкозом пожаловался в прокуратуру, что ему не выдали рецепт и не обеспечили необходимым лекарством. В Северо-Западном федеральном медицинском исследовательском центре ему порекомендовали принимать препарат «Имбрутениб».
Краевая больница, где он несколько лет состоит на учете, созвала консилиум врачей, которые решили назначить ему этот препарат. Городская поликлиника выписала рецепт на одну упаковку препарата, ее хватило на месяц. Когда пациент в следующий раз пришел в поликлинику за лекарством, то ему отказали, заявив, что рецепт ему должен выдать врач-гематолог, а его в штате больницы нет.
«Курс им начат, прекращать его нельзя произвольно, и вместе с тем ни краевая, ни городская больницы, ни Минздрав не признают его право на получение бесплатного рецепта, — пояснила Короткова. — Прокуратура подала в суд на все три ведомства. Представитель министерства против иска возражал, в ходе рассмотрения дела неоднократно менял свою позицию: заявлял то об отсутствии права истца на бесплатное обеспечение препаратом, то о ненадлежащем оформлении протокола комиссии как основании для принятия решения».
Представитель краевой больницы подтвердил, что пациент нуждается в лечении именно этим препаратом, но добавил, что решение комиссии выдали пациенту на руки, а потому требования к ним необоснованны. Поликлиника заявила, что даже первый рецепт был ошибкой, поскольку в их штате нет врача-гематолога. Представитель фонда ОМС, которого привлекли в качестве третьего лица, потребовал назвать ответчиком министерство.
В итоге суд решил, что раз решение о назначении препарата выписала краевая клиническая больница, то это она должна выписать рецепт и обеспечить пациента лекарством. Препарат должен закупаться за счет бюджета Алтайского края.
— Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ
— Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ
— Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
— Постановление Правительства от 29 декабря 2004 г. N 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг»
— Постановление Правительства от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
— Распоряжение Правительства РФ от 23 октября 2017 г. N 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи»
— Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан»
— Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология»»
— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»