Такие дела

МИД против международных экспертов. Почему Россия отвергает рекомендации по борьбе с наркозависимостью

Замглавы министерства иностранных дел РФ Олег Сыромолотов 6 августа сказал, что рекомендации международных экспертов по борьбе с наркозависимостью не подходят России. По его мнению, следование этим советам может повлечь «увеличение масштабов наркотизации населения» и «разрушение творческого потенциала страны». «Такие дела» рассказывают, почему специалисты рекомендуют России методы, с которыми не согласны ее власти.


«Косвенный вариант легализации наркотических веществ»

В конце июля в Амстердаме прошла международная конференции о СПИДе и ВИЧ-инфекции AIDS 2018. Там выразили обеспокоенность увеличением количества ВИЧ-положительных в России и отсутствием на государственном уровне эффективных программ работы с наркопотребителями. Международные эксперты рекомендовали России внедрить программы снижения вреда (они включают раздачу шприцев, обмен игл и назначение метадона людям, которые употребляют инъекционные наркотики). По мнению экспертов, это позволило бы предотвратить риск инфицирования ВИЧ и гепатитом С на 35% в течение ближайших 20 лет.

Замглавы МИДа напомнил, что стратегия государственной антинаркотической политики России не допускает заместительной терапии, а лечение наркозависимых предусматривает полный отказ от употребления наркотиков. По мнению Сыромолотова, программы снижения вреда «являются косвенным вариантом легализации наркотических веществ через официальные медицинские структуры».

Читайте также «Наркофобия — это опасно»: Глобальная комиссия по наркополитике представила доклад о восприятии наркотиков в мире

«В РФ сформирован эффективный многоуровневый лечебно-реабилитационный комплекс по освобождению наркопотребителей от зависимости с полным отказом от употребления наркотиков. Надеемся, что данная информация поможет международным экспертам не выписывать из раза в раз сомнительного свойства рецепты», — сказал Сыромолотов.

Замглавы МИДа заявил, что введение программ заместительной терапии может повлечь «увеличение масштабов наркотизации населения, расширение легального оборота наркотиков, формирование в обществе терпимости к употреблению наркотиков, разрушение демографического, интеллектуального, творческого потенциалов страны».

Чистый шприц позволит не передать ВИЧ другому

Представитель благотворительного фонда «Гуманитарное действие», специалист по адвокации Алексей Лахов рассказал «Таким делам», что критики программ снижения вреда забывают, что зачастую именно эти программы являются для наркопотребителя точками входа к получению различных медико-социальных услуг.

Среди таких услуг — тестирование на ВИЧ-инфекцию и последующее сопровождение в центр СПИДа для получения жизненно необходимой АРВ-терапии. Или оказание помощи в получении временной регистрации в Санкт-Петербурге, как это делает фонд «Гуманитарное действие» в партнерстве с общественной организацией «Ночлежка», благодаря чему наркопотребители имеют возможность получать ту самую АРВ-терапию.

«Принося в наш мобильный пункт использованный шприц, наркопотребитель получает не только чистый инструментарий, что позволяет ему не передать другому наркопотребителю ВИЧ-инфекцию или вирусные гепатиты или не заразиться самому. Этот человек может сдать тест на ВИЧ, оценить свои риски заболевания туберкулезом, получить направление к доверенным врачам, таким как инфекционисты и фтизиатры, задержаться на психологическую консультацию, встать на социальное сопровождение, узнать о доступных реабилитационных программах. Шутка ли: за 2017 год наш фонд передал на утилизацию более 300 тысяч использованных шприцев, принесенных в наш мобильный пункт наркопотребителями. Представляете, если бы все эти шприцы валялись на детских площадках или в подъездах?» — говорит эксперт.

Как метадон сокращает смертность среди наркопотребителей

По словам Лахова, программы снижения вреда являются научно обоснованными. Недавно в медицинском журнале The Lancet вышла статья «Потенциальное влияние реализации и расширения программ снижения вреда и применения АРВ-терапии на распространенность ВИЧ, смертность и количество смертей от передозировок среди людей, употребляющих инъекционные наркотики, в двух российских городах». Основываясь на данных о распространенности ВИЧ-инфекции в Омске и Екатеринбурге, исследователи построили модель передачи вируса через инъекционное употребление наркотиков и половые контакты среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН). Рассматривался вариант отсутствия программ снижения вреда и охвата АРВ-терапией только 30% ВИЧ-позитивных ПИН, а также варианты с применением программ лечения агонистами опиоидных рецепторов, такими как метадон и частично бупренорфин, расширения охвата программами обмена игл и шприцев и АРВ-терапией.

Читайте также «Хорошо, что у меня был мой использованный шприц»

Ученые пришли к выводу, что в отсутствие таких интервенций распространенность ВИЧ-инфекции среди ПИН в Омске может увеличиться с 30% в 2018 году до 36% в 2028-м. В Екатеринбурге эта цифра может достигнуть 60% к 2028 году. Между тем если охватить программами лечения опиоидными агонистами 50% ПИН, в течение двух лет это позволит предотвратить 35% новых случаев инфицирования ВИЧ и 19% летальных исходов, связанных с ВИЧ-инфекцией, в Омске и 20% новых случаев инфицирования ВИЧ и 10% смертей в Екатеринбурге. Более того — в течение следующих 10 лет благодаря этой программе удастся предотвратить 33% смертей от передозировок.

По подсчетам ученых, если охватить программами лечения опиоидными агонистами и программами обмена игл и шприцев 50% ПИН и увеличить в три раза количество ПИН, принимающих АРВ-терапию (чтобы лекарства принимали 65% ВИЧ-положительных наркопотребителей), это позволит к 2028 году предотвратить 58% новых случаев инфицирования ВИЧ и 45% смертей, связанных с ВИЧ-инфекцией, в Омске и 38% случаев инфицирования ВИЧ и 32% летальных исходов, связанных с ВИЧ-инфекцией, в Екатеринбурге. За этими цифрами скрываются десятки тысяч спасенных жизней.

Exit mobile version