Вынужденный матриархат: как женское самоуправление спасло от вымирания якутский поселок
Якутия в последние годы становится зоной социального оптимизма — 182 села из 440 стали «территориями трезвости». В населенных пунктах запрещена продажа алкоголя, местные жители не уезжают, а экономически развивают села. Похожие процессы происходят и в поселениях Алтайского края. Социолог группы ЦИРКОН Варвара Зотова, изучавшая этот феномен на месте, на примере села Бясь-Кюель доказывает, что причина прорыва — в самоуправлении. «Такие дела» публикуют рассказ социолога из цикла выступлений «Образ жизни» в библиотеке им. Н.А. Некрасова.
С чего все начиналось
В начале 2000-ых в небольшом селе Бясь-Кюель (население 662 человека, 2015 год .- Прим. ТД) Республики Саха (Якутия) было небезопасно выходить на улицы. Бывали несчастные случаи, когда люди замерзали насмерть в снегу, постоянно возникали пьяные драки. Молодежь разъезжалась в города и не возвращалась домой. В то время в Горный улус (район, где располагается село) впервые провели природный газ, и уровень потребления алкоголя резко вырос, так как у жителей освободилось много времени — больше не нужно было вручную топить дома.
Помочь своему селу вызвались четыре местные жительницы — пожилые женщины. Они не знали, с чего начать борьбу, они просто ходили к пьющим людям, проводили с ними беседы. Постепенно к ним присоединилась молодежь — также в основном женщины. Они создали женсовет.
Женсовет в селе — неформальный орган. В случае кризисной ситуации женщины собираются и придумывают стратегию, как из нее выходить. Когда этого удается достичь, женсовет распадается — по сути, это антикризисный менеджмент. «Трезвенницы» перепробовали многие приемы по ограничению алкоголя — вводили временные запреты, устно запрещали торговцам продавать в одни руки больше, чем раз в неделю, но ничего не работало.
В 2006 году в село вернулись люди, которые уезжали учиться в университет в райцентр —несколько женщин, которые сразу вступили в женсовет. За то время, пока они были в городе, они выучились на психологов, педагогов и муниципальных управленцев. Приехав домой, они ужаснулись тому, в каком положении оказалось их село: негде работать, очень много пьющих людей, небезопасно.
Но женщины решили не уезжать, а организовать борьбу за трезвость. Созвали всех единомышленниц и создали инициативную группу. Успешность их предприятия определила одна важная деталь — они составили годовой план работы. Всем социальным учреждениям села — школе, библиотеке, детскому саду — поручили проводить информационную работу о вреде алкоголя на каждого жителя села.Тогдашний глава села не поддержал их инициативу. Тогда женщины избрались в совет депутатов и поставили нового главу.
Как шла борьба
В том же 2006 году была предпринята первая попытка собрать общий сход и обсудить вопрос о запрете алкоголя. Тогда не было кворума, сход был плохо организован. Женщины не отчаялись, а продолжили работу: собирали круглые столы, собирали жителей села и показывали им статистику того, как алкоголь влияет на доход и здоровье, приглашали лекторов из Всесоюзного общества «Знание»(просветительская организация в Советском Союзе и России, возникшая в 1947 году, ликвидирована в 2016 году — Прим. ТД). Собрали 20 самых пьющих женщин и отправили их на лечение. Некоторые из них прекратили употреблять алкоголь.
Бясь-Кюель — очень удаленный населенный пункт (100 километров от административного центра района Бердигестях — Прим. ТД), в селе есть участковая больница, но специалистов все равно не хватает. Женсовет организовал приезд автобуса здоровья — врачи обследовали селян и поставили диагнозы, дали рекомендации.
Позже женщины организовали кружок, где занимались рукоделием, и приглашали пьющих женщин, чтобы показать им другую форму досуга. В школе раз в четверть учителя проводят лекции родителей. Обычно на ней рассказывали о новостях образования, но потом туда же включили доклады о вреде алкоголя.
Может показаться, что это слишком банальные способы бороться с алкоголизмом, но для многих жителей тех краев вред спиртного был неочевиден. Многие люди в ходе полевой работы говорили мне, что просто не знали о том, что это вредит здоровью. Таким образом, такое проговаривание прописных истин было на самом деле важным этапом.
Позже женщины села написали план развития на шесть лет вперед, который назвали «Хозяин своей земли». Там было прописано основание, почему вообще они за все это взялись. Помимо указаний на очевидные проблемы села, вроде экономического кризиса, безработицы, там был пункт про «вынужденный матриархат». Они решили развивать село, чтобы не оказаться в «вынужденном матриархате».
Вскоре был собран второй сход, и жители села в этот раз уже проявили к нему интерес. Туда пришли сторонники продаж алкоголя и сорвали мероприятие. Женщины продолжили агитационную борьбу.
Успешный сход был собран только в 2009 году, был достигнут кворум. За введение запрета на продажу алкоголя проголосовали 109 человек, только трое были против. Через некоторое время из прокуратуры пришло уведомление о том, что это решение нелегитимно — сельский сход не имеет права вводить подобные запреты.
На момент введения запрета в селе были пять предпринимателей, торговавших алкоголем, четыре местных и одна приезжая предпринимательница из райцентра. Местные торговцы поддержали решение схода, а приезжая отказалась принимать его. Жители пытались переубедить предпринимательницу, например, устроили акцию с участием детей. Воспитанники детского сада нарисовали плакаты «Мама, не пей!» и «Папа, не покупай алкоголь!» Этими плакатами завесили весь магазин. Люди видели творчество своих детей и отказывались от покупки.
В 2014 году предпринимательница уехала в районный центр. В 2015 году село получило официальный статус территории трезвости. К этому моменту в Республике Саха (Якутия) был принят закон о том, что местные органы самоуправления имеют право вводить подобный запрет, и жители села поспешили легитимизировать свое решение.
Каковы видимые последствия сухого закона
Эффект от трезвости был кумулятивный, так как потребление алкоголя снижалось на протяжении нескольких лет постепенно. На базе местного совхоза было возрождено животноводческое хозяйство — коровы, козы, кони. Появилось много индивидуальных предпринимателей (22 человека), население стало более экономически активно.
Программа «Хозяин своей земли» уже подошла к концу, и жители разрабатывают новую программу, в рамках которой планируют расширять бывший совхоз до мощностей советского уровня. Появилась работа: открылся новый детский сад, жители научились подавать заявки на гранты и выиграли несколько на благоустройство села.
Продолжило развиваться местное самоуправление. Были организованы территории общественного самоуправления. В селе, где всего 212 домов, есть четыре ТОС ( территориальное общественное самоуправление). На текущий момент в Бясь-Кюель насчитывается 15 действующих общественных организаций, выполняющих реальные функции: совет женщин, совет мужчин, клуб молодых историков, клуб людей, которые возрождают народные промыслы. Они постоянно взаимодействуют друг с другом.
Но главное — в селе стало безопасно. Люди перестали закрывать двери на ключ. Если человек выходит из дома, он просто подпирает дверь снаружи палкой, это знак для всех, что его нет дома.
Есть ли рецидивы
После введения запрета на продажу алкоголя появились точки перепродажи. Некоторое количество людей стало ездить в райцентр, закупать алкоголь там и перепродавать его в селе с огромной наценкой. С этими точками долго боролись, были даже организованы народные дружины, которые, как в детективах, вычисляли, кто продает алкоголь. Когда продавцов вычислили, их приглашали на беседу в администрацию, большую часть убедили бросить это занятие.
Несколько точек продажи осталось, но покупают в них алкоголь не более семи человек — они отказались от любой предлагавшейся помощи.
Безусловно, в этих трезвых селах есть люди, которые выезжают в «нетрезвые» или едут куда-то еще на отдых и выпивают там. Но подавляющее большинство женщин полностью отказалось от потребления алкоголя даже по праздникам, даже не покупают шампанское на Новый год. Мужчины иногда еще ездят за алкоголем, но перешли от водки, например, к вину. Нужно понимать, что речь идет о запрете на продажу алкоголя, но не о запрете употребления. Но в селах, где поменялась сама социальная норма, таких людей стало гораздо меньше.
Как к этому относится государство
Сейчас в Якутии уже 182 села из 440 объявили себя территориями трезвости, подобное переходит и в другие регионы — в Алтайский край, Башкортостан, в Бурятию. Во время того, как женщины Бясь-Кюеля боролись за трезвость, им очень сильно помогало управление Госалкогольконтроля Якутии — государственная организация, полностью созданная из общественников, основавшая движение «Трезвая Якутия». В 2018 году они были расформированы.
Государство ведет рейтинг сельских поселений, и при выдаче грантов село-территория трезвости однозначно в приоритете выше, чем обычное село. Плюс к этому в Якутии действует пробная программа по внедрению курсов трезвости в повседневность всей республики — каждый человек, который сдает на права, должен пройти «курсы трезвости», как и каждый человек, задержанный за вождение в пьяном виде. Основа этих курсов позаимствована как раз у селян.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам