Как школьник из Санкт-Петербурга борется за доступность «Яндекс.Карт» для незрячих

22 августа незрячий школьник из Санкт-Петербурга Кирилл Белоусов создал петицию на сайте change.org, где попросил «Яндекс» сделать навигационные сервисы доступными для слабовидящих. В ответ разработчики «Яндекс.Карт» пригласили всех желающих протестировать доступность геосервисов, пообещав улучшить приложения в ближайшее время.

«Такие дела» попросили автора петиции и экспертов рассказать о трудностях, с которыми сталкиваются незрячие в работе с мобильными сервисами, и объяснить, почему российские разработчики только начинают работать над доступностью приложений.

Фото: Алексей Смышляев/ИТАР-ТАСС/Интерпресс

Доступ к городу

Маршрут Кирилла до школы состоит из семи остановок на автобусе и десяти минут пешком. «Мне повезло, ведь у школы останавливается только один автобус, и мне не приходится узнавать его номер. Но если нужно добраться до незнакомого адреса, встретиться с кем-то в городе, начинаются проблемы», — объясняет ТД школьник, член паралимпийской сборной России Кирилл Белоусов.

Кирилл Белоусов
Фото: из личного архива

Для навигации в городе он использует приложение для незрячих OsmAnd Access и Google Карты для маршрутов общественного транспорта. Однако, по мнению Белоусова, геосервисы «Яндекса» — лучшие в России, поэтому хотелось бы сделать их доступными для слабовидящих. Существуют и специальные навигационные приложения для слепых — например, вышеупомянутый OsmAnd Access или BlindSquare — однако их использование тоже ограничено. Так, OsmAnd Access работает только на платформе Android, а BlindSquare стоит 2990 рублей.

Доступность мобильных приложений и интерфейсов в IT называется термином accessability, которым обозначают различные практики для облегчения доступа к интерфейсу для широкой аудитории. В случае незрячих пользователей речь идет в основном о совместимости продукта с программами экранного доступа для смартфонов. Именно этой совместимости не хватает геосервисам «Яндекса», как указывает Кирилл Белоусов. Например, в «Яндекс.Картах» элементы интерфейса оформлены так, что программа экранного доступа вместо «Кнопка поиск» или «Кнопка голосовой поиск» читает лишь «interface.searchbutton» или «voicesearchbutton». В приложении «Яндекс.Метро» нельзя просмотреть маршрут от начальной до конечной станции, так как он отображается графически на карте, а не текстом. «Сейчас в больших городах без навигатора не справиться даже человеку со зрением», — рассказал Кирилл Белоусов «Таким делам».

За культуру разработки

«Яндекс» — не единственный российский разработчик, приложения которого недоступны незрячим. «Такая проблема возникает сплошь и рядом, — рассказал «Таким делам» руководитель проектов «Люди IN» и «Диалог в темноте» Анатолий Попко. — Например, у моей компании есть Telegram-канал, но Telegram мне в принципе недоступен. Получается, я просто отрезан от этого потока информации. Это именно неграмотность, отсутствие культуры разработки».

Чтобы изменить ситуацию, Кирилл Белоусов стал одним из организаторов проекта «Доступная жизнь», посвященного развитию доступности приложений. Участники проекта обращаются в службы поддержки мобильных сервисов, привлекая внимание к трудностям, которые возникают у слабовидящих и незрячих при их использовании. В планах проекта — добиться доступности для слабовидящих в мессенджере Telegram, Яндекс.Браузере и при работе с Алисой, голосовым помощником Яндекса.

От имени Кирилла Белоусова участники проекта запустили петицию на сайте change.org, где попросили компанию Яндекс сделать навигационные сервисы — «Яндекс.Карты», «Яндекс.Метро», «Яндекс.Транспорт» — доступными для слабовидящих. На момент публикации петиция собрала 71,5 тысяч подписей.

С необходимостью улучшать доступность приложений для слабовидящих согласны и разработчики. Обращение Кирилла Белоусова на своей личной странице в Facebook прокомментировал руководитель «Яндекс.Карт» Юрий Подорожный: «Сейчас Яндекс.Карты и Яндекс.Метро, за которые я отвечаю, далеки от идеала при использовании людьми с плохим зрением. Для нас сигнал с петицией и огромным количеством подписавших ее человек — повод наконец перестать откладывать задачи по улучшению доступности Карт и Метро и начать производить реальные изменения на регулярной основе».

По словам Подорожного, вскоре для iOS и Android выйдет «полностью новое» приложение «Яндекс.Метро», где разработчики заложили базовые возможности accessability — конкретных сроков релиза в компании не называют. Доступность «Яндекс.Карт» разработчики также планируют улучшить в будущем. Кроме того, Юрий Подорожный пригласил желающих принять участие в тестировании геосервисов «Яндекса» для слабовидящих и вступить в группу Facebook, где будет публиковаться информация об обновлениях «Яндекс.Карт» и «Яндекс.Метро». С Кириллом Белоусовым в «Яндексе» планируют встретиться и предложить участвовать в тестировании.

Доступность как хороший тон

На данный момент российское законодательство никак не регулирует доступность мобильных приложений, а удобство приложений для незрячих зависит только от желания разработчика. Есть государственный стандарт «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» от 2012 года, который не является обязательным. Ведомства, например, Минкомсвязи, издают собственные нормативные акты о доступности, однако, как говорит Анатолий Попко, «каждый понимает доступность кто во что горазд. Например, появляется требование версий сайта для слабовидящих, само по себе неправильное. Мне не нужен специальный вход на сайт – нужно, чтобы сайт был доступен», — поясняет он.

При этом во всем мире доступность мобильных сервисов становится обязательной: возможности accessibility развивают крупные технологические компании, такие как Apple, а разработчики Microsoft выпустили книгу о решениях в области доступности интерфейсов. Постепенно изменения происходят и в отечественных компаниях: «Разработчики “Сбербанка” озаботились доступностью и сильно продвинулись в этом вопросе, — объясняет Анатолий Попко. — Если и “Яндекс” пойдет в этом направлении, то будет так же, как “Сбербанк” в своей области, задавать тон. Для разработчиков это просто грамотное письмо, а для меня принципиальная разница – могу я узнать, как доехать, или не могу?»


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: