Как работает первое в Санкт-Петербурге «Экотакси»

Помимо уже привычных пунктов приема вторсырья и акций сообщества «РазДельный сбор», в Петербурге этим летом начало работать «Экотакси» – недорогой вывоз рассортированных отходов из дома. Этот проект – инициатива местного жителя Всеволода Василькиоти. Ради него активист оставил офисную работу и с нуля строит экологический бизнес. «Такие дела» пообщались с создателем «Экотакси» и выяснили, насколько успешной оказалась его инициатива.


«Я не использую слово “мусор”»

Несмотря на относительную доступность раздельного сбора в Петербурге, подавляющее большинство жителей не сортирует мусор. Два года назад создатель «Экотакси» Всеволод Василькиоти ничем не отличался от большинства соседей и не разделял бытовые отходы. Первой в его семье заниматься раздельным сбором начала мама Всеволода. Помогая ей отвозить отходы в «Точку сбора» на Боровой улице, Всеволод познакомился с его создателями – Андреем и Вероникой Мадьяровыми, с которыми у него сложились дружеские отношения.

Всеволод Василькиоти
Фото: личный архив

«Поначалу, когда мама мне сказала, что надо раздельно собирать мусор, я отказывался, – говорит Всеволод Василькиоти. – Я вообще не понимал, что происходит, не понимал, почему из мусора надо что-то доставать и складировать. А сейчас я даже не использую слово «мусор», для меня это «вторсырье». И при таком подходе меняется само отношение к вопросу, потому что мусор – это что-то грязное и неприятное, вокруг чего летают мухи, а вторсырье – просто куски пластика или чего-то другого, чистые и без запаха».

Деятельность Василькиоти в качестве экотаксиста началась с того, что его друзья из «Точки сбора» прорекламировали его услуги в своей группе во «ВКонтакте». Они  опубликовали пост о том, что за небольшую плату (тогда это было 100 рублей) Всеволод поможет экоактивистам перевезти раздельно собранные отходы из нескольких районов на севере города в «Точку сбора».

Пост привлек внимание подписчиков, выяснилось, что помощь с доставкой вторсырья нужна многим петербуржцам, причем не только на севере города. И многие готовы платить за вывоз, потому что не могут сами донести тяжелые пакеты до акций «РазДельного сбора» или не знают, куда сдать те или иные отходы. Постепенно доставка вторсырья стала занимать у Василькиоти все больше времени, и летом 2018 года он задумался о создании полноценного сервиса по вывозу отходов, который бы работал на территории всего Петербурга. Ради его организации активисту пришлось уйти с обычной офисной работы и посвятить все свободное время «Экотакси».

«Главное, чтобы это переработалось»

Полноценный сервис «Экотакси» заработал в Петербурге в августе, когда Василькиоти и его жена Анастасия запустили одноименную группу во «ВКонтакте». Активисты не знали, удастся ли им создать экономически устойчивый экобизнес. На тот момент подобные инициативы существовали в нескольких российских городах, например, в Челябинске и Перми.

Обычные пункты сбора, которые принимают, как правило, стекло, макулатуру, цветные металлы и несколько видов пластика, зарабатывают на дальнейшей продаже вторсырья переработчикам. А те заинтересованы в покупке больших партий раздельно собранных отходов, поэтому пункты сбора, как правило, складируют отходы на своих площадках до накопления определенных объемов. Эта модель не подходила для «Экотакси», так как его создатели не располагали необходимыми помещениями. Сейчас некоторые отходы Василькиоти складируют в личном гараже, а затем бесплатно отдают переработчикам.

«Я зарабатываю только на вывозе, а сырье вообще не продаю, потому что это фактически невозможно в таких масштабах. Я забираю и отдаю, для меня главное, чтобы это переработалось, остальное неважно, – объясняет Василькиоти. – Многие этого не понимают, у меня поначалу даже были такие заявки, когда люди спрашивали, сколько будет стоить вывезти их мешки с мусором, и удивлялись, что платить должны они мне, а не я им».

Сейчас вывоз рассортированного по правилам «Экотакси» вторсырья из любого района в пределах кольцевой дороги стоит 300 рублей за три большие сумки (наподобие тех, что продаются в супермаркетах). Каждая следующая сумка обходится в дополнительные 50 рублей. С начала осени «Экотакси» работает и в ближайших пригородах (Пушкин, Павловск, Сестрорецк и так далее), там вывоз уже пяти сумок обойдется в 600 рублей, а каждая следующая — плюс 50 рублей.

«Сдать все за один раз»

По словам Всеволода Василькиоти, спрос на услуги «Экотакси» хотя и не быстро, но все-таки растет. В общей сложности за два месяца работы сервис обслужил более 200 человек из разных районов города. К некоторым из них «Экотакси» уже приезжало повторно. Пока Василькиоти работают вдвоем: Всеволод выполняет функции директора, логиста и водителя, а его жена Анастасия помогает принимать заказы и вести соцсети. При этом на непосредственные разъезды по городу и сдачу вторсырья Василькиоти отводят только три дня в неделю – понедельник, среду и пятницу – а в остальное время занимаются развитием бизнеса. Самое сложное в этом смысле – поиск переработчиков, которые готовы принимать те или иные отходы даже в небольших объемах.

Фото: личный архив

Василькиоти удалось наладить прочные связи с многими перерабатывающими компаниями. Например, в октябре «Экотакси» стало принимать даже использованные электроприборы, гаджеты, провода и другую технику. Этого в городе на сегодняшний момент больше никто не делает. Также «Экотакси» принимает такие «экзотические» отходы, как окрашенный ПЭТ, твердый и мягкий полистирол, аэрозольные баллончики, бритвенные станки, пластиковые карты, картриджи от принтеров и даже зубные щетки. Большинство из этого не принимают ни на акциях «РазДельного сбора», ни в стационарных пунктах, ни в государственных «Экомобилях» (созданный администрацией Санкт-Петербурга проект по сбору опасных бытовых отходов от населения. — Прим. ТД).

«Я стараюсь принимать максимальное количество фракций (отходов), потому что смысл «Экотакси» в том, чтобы вы могли за один раз сдать все вторсырье, которое у вас есть, – объясняет Василькиоти. – Это актуально даже для тех, кто ходит на акции «РазДельного сбора», потому что там, во-первых, принимают не всё, а во-вторых, даже если вы сходили на акцию, то нужно еще дойти до контейнера с одеждой или батарейками, которые находятся в разных местах. А я объезжаю их все и все сдаю».

По словам Всеволода Василькиоти, подавляющее большинство пользователей его сервиса – это женщины с маленькими детьми, которые охотно сортируют и моют отходы, но не могут доставить их в пункты приема. Для них «Экотакси» оказывается единственным выходом из ситуации и помощником на пути к популярной среди экологистов концепции Zero Waste, то есть «ноль отходов».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: