Бренд или показуха: зачем присваивать аэропортам в России новые имена?

В октябре началась масштабная акция «Великие имена России» — сорока пяти аэропортам, включая московские Шереметьево, Домодедово и Внуково, собираются присвоить имена знаменитых соотечественников. По условиям конкурса речь идет именно о добавлении имени, а не смене названия. Организаторы говорят, что в первую очередь будет учитываться «мнение народа», но проводят конкурс практически в горящие сроки: на презентацию проекта и подведение итогов отведено всего два месяца.

«Такие дела» постарались разобраться, кому и зачем нужно переименовывать аэропорты по всей стране.

Фото: pxhere.com

Что представляет собой акция?

Акцию «Великие имена России» предложили несколько некоммерческих объединений: Российское военно-историческое общество (РВИО), Русское географическое общество, Российское историческое общество и Общество русской словесности. Ее оператором стала Общественная палата РФ — именно ее региональные отделения отвечают за предварительный сбор имен от населения.

Проект презентовали на круглом столе 4 октября в Общественной палате РФ. «Почему именно аэропорты? – пояснил глава ОП Валерий Фадеев. — Недавно я был в Ростове-на-Дону, где открылся новый аэропорт к чемпионату миру по футболу, возникла дискуссия, как его назвать. Местные власти поступили мудро, организовав народное голосование. И назвали его в честь выдающегося генерала Платова, героя войны 1812 года».

Как прокомментировал митрополит Тихон, участвующий в круглом столе, сейчас аэропорты носят, как правило, имена утраченных деревень – Шереметьево, Бесовец [Петрозаводск], Внуково. Организаторы рассчитывают, что имена знаменитых соотечественников у аэропортов привлекут внимание к российской истории и культуре и станут частью туристического бренда региона.  Отдельно подчеркивается, что речь идет не о переименовывании аэропортов, а о присвоении им имен великих соотечественников.

Аэропортам предлагают присвоить имена выдающихся деятелей культуры, ученых, общественных деятелей и промышленников, связанных с регионами. Их кандидатуры выберут в ходе многоступенчатого голосования – вначале местная общественная палата будет собирать предложения на публичных обсуждениях, после жители смогут добавить к ним свои варианты на сайте проекта, а шорт-лист из трех претендентов отберут по итогам соцопросов. Финальный этап голосования сконцентрирует все способы опросов – сайт, соцсети, смс, офлайн-анкеты в аэропортах, на ж/д вокзалах и у «Волонтеров Победы», которые также принимают участие в проектах.

Какие имена предлагают присвоить аэропортам?

Списки еще формируются, общественные палаты регионов должны предоставить их до 21 октября. Есть предложения от инициаторов конкурса РВИО: например, присвоить аэропорту Воронежа имя Ивана Бунина или Андрея Платонова, Пензы или Пятигорска – Михаила Лермонтова, а аэропорт Санкт-Петербурга назвать в честь Федора Достоевского, Александра Пушкина или Петра Великого.

На фоне обсуждений свои варианты предлагают и местные власти: так, губернатор Магаданской области Сергей Носов поддержал бы присвоение аэропорту имени Владимира Высоцкого, а глава Пензенской области Иван Белозерцев заявил, что «будет замечательно, если пензенцы примут решение о присвоении имени Лермонтова».

Собственные опросы проводят местные СМИ и городские паблики во «ВКонтакте». Например, новосибирские НГС.Новости составили рейтинг по комментариям своих читателей, в котором фигурируют советский аэроконструктор Виктор Толмачев (новосибирский аэропорт называется Толмачево.  — Прим. ТД), основатель зоопарка Ростислав Шило и панк-певица Янка Дягилева.

Одна из самых популярных инициатив по переименованию – общественное движение в поддержку присвоения омскому аэропорту имени рок-музыканта Егора Летова, организованное группой «Она развалилась».


Как относятся к акции власти и бизнес?

Большинство губернаторов и аэропортов выступили в поддержку переименования. В аэропорту Шереметьево заявили, что «присвоение аэропорту имени великого российского гражданина, определенного народным голосованием, станет ключевым элементом национальной идентичности аэропорта, олицетворением великих достижений России».

Только губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в своем инстаграме замечал, что ему нравится название аэропорта «Кольцово» – «теплое, уютное и родное». Это мнение разделяет группа местных активистов «Интересный Екатеринбург»: их пост с призывом оставить аэропорту прежнее название набрал около тысячи лайков и трехсот репостов и стал началом флешмоба #ЗаКольцово.

Руководство петербургского аэропорта Пулково вначале сообщало, что гордится своим именем и надеется сохранить его. После запуска конкурса оператор аэропорта заявил, что Пулково является собственностью города, и определяющим будет итоговое решение собственника.

Что дадут жителям новые имена аэропортов?

Идея дать аэропортам новые имена вызывает у населения только вопросы, на этом сходятся эксперты-политологи. По мнению политолога Александра Шмелева, люди воспринимают это как попытку отвлечь внимание:

«У недавно скончавшегося писателя Владимира Войновича было произведение «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». В этом произведении был момент, когда в городе наступает черт знает что, наступают немцы, власть сбежала, органы безопасности арестованы самим Чонкиным, в городе ходят самые разные слухи, и на этом фоне местная газета, чтобы отвлечь население, запускает дискуссию: правильно ли целовать дамам ручки? Идет активная дискуссия, все обсуждают, спорят. Народ занят, не обращает внимания на те ужасы, что творятся вокруг. Я думаю, это что-то из того разряда», — прокомментировал Шмелев.

Этой же точки зрения придерживается политолог Роман  Евстифеев. По его мнению, акция в основном вызывала у людей недоумение — зачем она нужна, что принесет? «У людей есть желание поучаствовать в жизни страны, и им нужно давать более серьезные задачи, а не эти виртуальные, — пояснил он. — Это просто отвлекает очень много человеческих ресурсов, которые можно было бы использовать во благо. А теперь будет пшик, который скоро уйдет, и в итоге, я предполагаю, большинству не понравится то, что они выбрали».

Евстифеев добавил, что не видит особой срочности и актуальности в переименовании аэропортов в таком массовом порядке: «Мне кажется, все это нужно делать в разумных рамках временных и локальных, в тех местностях, где этот аэропорт, эта локация имеет значение, с участием самих граждан, привлекая значимых лидеров общественного мнения».

Как считает политолог Александр Кынев, подавляющему большинству граждан все равно, они даже не знают об этой акции. «У нас большинство граждан никуда не летает, не ездит и сидит дома, поэтому это их не сильно касается, — прокомментировал эксперт. — Это такой хайп среди людей, которые интересуются политикой».

В целом же, по мнению эксперта, эта акция – часть брендирования территории, имиджевый элемент, подчеркивающий ее уникальность. «В том, что территории будут заботиться о своем бренде через названия аэропортов, я ничего плохого не вижу. Я думаю, это нормально, вопрос только в том, какие именно имена будут выбираться. Это должна быть реальная фигура, которая будет что-то к имиджу территории добавлять. Если это фигура искусственная, мало кому известная, то это показуха», — заключил он.


Организаторы планируют 5 декабря завершить конкурс и объявить имена победителей голосования. Присвоение имен начнется не сразу, как уточнил Федоров, а через «вполне заметное время», поскольку компании — владельцы аэропортов должны будут объявить конкурс по разработке проектов и провести необходимые работы. Это, по задумке авторов, будет дизайнерский проект оформления и культурной составляющей пассажирских терминалов, в основу которого лягут образ и биография главного героя.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: