Минздрав Петербурга объяснил появление просроченных лекарств на 333 миллиона рублей их невостребованностью
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в ответ на запрос «Таких дел» пояснил обстоятельства, приведшие к тому, что на складе Центральной фармацевтической базы были обнаружены просроченные льготные лекарства на общую сумму 333,36 миллиона рублей.
Просроченные препараты были закуплены в период с 2008 по 2017 год, и большая их часть, как указали в комитете, оказалась не востребована пациентами по различным причинам, а порядок списания таких лекарств отсутствует, поэтому они хранятся в карантинной зоне.
В частности, по федеральной программе «Семь высокозатратных нозологий» в соответствии с утвержденными Минздравом заявками были закуплены лекарства на общую сумму 230,19 миллиона рублей. Из них на 98 миллионов рублей — для лечения рассеянного склероза, онкогематологических заболеваний («Иматиниб») и трансплантации органов и/или тканей.
Как пояснили в комитете, закупленными препаратами от рассеянного склероза являлись инъекционные высокодозные интерфероны, однако они вызывали сильные побочные реакции. Кроме того, в 2017 и 2018 годах были выпущены более эффективные препараты, поэтому имеющиеся лекарства оказались не востребованы. Также остался невостребованным препарат «Иматиниб» в дозировке 400 мг — большой объем вызывал у пациентов тошноту, диарею и рвоту и ухудшал результаты лечения. Аналогично пациенты, перенесшие трансплантацию, сами отказывались от закупленных Минздравом препаратов-дженериков.
Препарат «Ритуксимаб» («Ацеллбия») на сумму 132 миллиона рублей был закуплен на основании регистра онкобольных пациентов в 2015 году. В 2017 году Комитет по здравоохранению выявил излишки препарата в размере 3750 упаковок и перераспределил их в 11 регионов, однако к 1 января 2018 года, когда истекал срок годности, оставалось еще 2216 упаковок. Была достигнута договоренность с производителем, и эти препараты заменили на годные, после чего выдали по рецептам.
Лекарства еще на 103,17 миллиона рублей были закуплены в 2008—2012 годах. Из них на 40 миллионов рублей была произведена замена препаратов для лечения сахарного диабета и бронхиальной астмы, у которых истек срок годности. Просроченные лекарства остались в карантинной зоне на складе, а годные выдали по оформленным рецептам. Тем не менее часть лекарств (от сахарного диабета, диабета С и сердечно-сосудистых заболеваний) оказалась не востребована в связи с изменением схем лечения пациентов и по иным причинам.
Сейчас комитет ведет работу по замене ряда имеющихся препаратов с истекшим сроком годности на сумму 14,17 миллиона рублей. Лекарства на 7,57 миллиона рублей по соглашению с производителем будут заменены до конца 2018 года, вопрос замены остальных препаратов на сумму 6,6 миллиона рублей находится в стадии переговоров.
Как добавили в комитете, все невостребованные препараты пытались передать в другие регионы, но там необходимость в них также отсутствовала. Возвращение же препаратов производителю не предусмотрено контрактами.
Ранее сообщалось, что прокуратура Петербурга проводит проверку деятельности городского Комитета по здравоохранению после обнаружения на складе большого объема просроченных лекарств. В надзорном ведомстве отметили, что в этой ситуации на отсроченное обслуживание в аптеках было поставлено более 670 рецептов для жителей Санкт-Петербурга.
В июле на этом же складе полиция Петербурга обнаружила 2 тысячи упаковок онкологического препарата «Ацеллбия» с истекшим сроком годности — на их закупку из бюджета было выделено 120 миллионов рублей. Как указывает издание 78.ru, в то время пока на базе шли проверки, организация выиграла еще один госконтракт на прием, хранение, доставку и отпуск лекарств. Сумма контракта составила 342 миллиона рублей.
В июне 2017 года, как сообщает «Доктор Питер», в Петебурге было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищения более 54 миллионов рублей при закупке препаратов «Ацеллбия», «Ритуксимаб», «Мабтера». По данным Росздравнадзора, в Минздрав направлялись заявки с завышенными объемами лекарств, а излишки продавались.