Ученые Санкт-Петербургского государственного университета по заказу Следственного комитета России провели исследование причин, по которым подростки совершают преступления или самоубийства. Прямого влияния интернета они не обнаружили.
Как рассказал «Известиям» старший помощник председателя СКР, генерал юстиции Игорь Комиссаров, за девять месяцев этого года с собой покончили 583 несовершеннолетних. Пик пришелся на 2014 год — тогда самоубийство совершили 800 человек.
В ведомстве пришли к выводу, что ни в одном случае нет прямого влияния пабликов с деструктивным контентом. Это касается не только суицидов, но и любого противоправного или опасного поведения подростков.
Решение покончить с собой всегда было обусловлено комплексом причин: проблемы в семье и школе, затруднения в общении со сверстниками, употребление наркотиков и психотропных препаратов и так далее.
«Сам интернет никогда не играл в этом главную роль. Это только средство коммуникации. Не надо демонизировать его влияние», — заявил Комиссаров.
В Следственном комитете считают, что запретами невозможно решить проблему с детской преступностью и суицидами. Необходимо работать с родителями и школами, проводить раннюю диагностику деструктивного поведения при обязательном участии школьных психологов и медиков, обеспечить доступ к бесплатным кружкам, спортивным секциям, в том числе по экстремальным видам спорта.
По статистике МВД, почти половина кураторов и администраторов «групп смерти» — подростки в возрасте до 16 лет, которых нельзя привлечь к уголовной ответственности.
В июне 2017 года Госдума усилила ответственность для создателей «групп смерти» до 15 лет заключения. Аналогичный максимальный срок теперь предусмотрен за склонение к самоубийству, которое привело к смерти двух и более человек. Поводом для внесения поправок в УК стала нашумевшая статья в «Новой газете», где сообщалось, что из-за «групп смерти» погибли более сотни подростков.