Пациенты единственного в Москве отделения онкопсихологической помощи протестуют против его закрытия

В начале ноября руководство государственной клинической больницы имени братьев Бахрушиных приняло решение закрыть единственное в Москве психотерапевтическое отделение, специализирующееся на помощи онкобольным. Пациентское сообщество запустило петицию против его закрытия на сайте Change.org. «Такие дела» выяснили, что привело к расформированию отделения, как бывшие и нынешние пациенты пытаются его отстоять и зачем онкобольным нужна помощь психотерапевта.

В коридоре российской больницы
Фото: Елена Пальм/Интерпресс

ГКБ № 5 имени братьев Бахрушиных — единственное государственное медучреждение в Москве, которое имеет психотерапевтическое отделение для онкобольных: семь лет назад его переориентировали на работу с ними по инициативе главного врача. Сейчас в отделении работают три специалиста — врач-психотерапевт и два психолога, — которые каждый месяц оказывают помощь 300 онкобольным и их родственникам.

Как рассказала порталу «Такие дела» автор петиции Марина Ильиных, врачи больницы имени братьев Бахрушиных оказывают психологическую помощь как онкобольным во время лечения в стационаре больницы, так и пациентам по записи. «[Об отделении] знали, туда направляли, туда люди сами шли. Те, кто получал онкодиагноз, знали, куда пойти, где им помогут, — поясняет Ильиных. — Убрать [психотерапевтическое отделение] — значит разрушить то, что хорошо работает».

Зачем руководство больницы хочет закрыть отделение?

О том, что психотерапевтическое подразделение ГКБ имени братьев Бахрушиных будет закрыто по предписанию администрации, рассказала заведующая отделением Оксана Чвилева на Всероссийском съезде онкопсихологов. С января 2019 года его расформируют, а специалистов планируют перевести на работу в другие подразделения больницы.

Больница имени братьев Бахрушиных
Фото: Antares_610/wikimapia

Официальной причиной для расформирования стало то, что психотерапевтическая помощь не входит в тарифы ОМС, а собственных средств ГКБ № 5 не хватает, чтобы оплачивать работу отделения. Как рассказал «Таким делам» анонимный источник в больнице, вероятно, администрация решила закрыть психотерапевтическое отделение после очередного визита проверяющей комиссии, которая указала на чрезмерные расходы учреждения. По мнению источника, решение было согласовано с городским департаментом здравоохранения, так как сама больница не обладает достаточной автономией для его принятия.

В ответ на запрос редакции портала «Такие дела» в департаменте здравоохранения Москвы заявили, что о прекращении оказания психотерапевтической помощи онкобольным в больнице имени братьев Бахрушиных речь не идет.

«Планируются некоторые структурные изменения, но они носят технический характер и никак не повлияют на процесс оказания медицинской помощи. Врачи, которые и ранее принимали пациентов, по-прежнему будут оказывать им помощь в полном объеме. Специалисты-психологи будут по-прежнему принимать как амбулаторных пациентов, так и пациентов стационара», — пояснил руководитель департамента Алексей Хрипун.

Однако, по мнению того же анонимного источника, расформирование отделения — это шаг на пути к постепенному сокращению его сотрудников. Руководство предложило им варианты, не связанные с оказанием помощи онкологическим пациентам, — в результате специалисты окажутся в разных подразделениях больницы и наработки команды будут утрачены.

Как предположила руководитель службы помощи онкологическим больным «Ясное утро» Ольга Гольдман, руководство ГКБ имени братьев Бахрушиных попыталось сократить расходы наиболее простым способом: «[Администрация больницы], имея уникальное функционирующее отделение, которое эффективно работало, не сделала ничего, чтобы его сохранить. Оформить документы [чтобы работа психотерапевтического отделения оплачивалась из средств ОМС] в принципе возможно, хотя это исключительно сложно. Руководство этой больницы не захотело или не смогло этого сделать».

Почему онкопациентам необходима помощь психотерапевта?

После закрытия отделения в больнице имени братьев Бахрушиных в Москве не останется мест, где пациент мог бы получить бесплатную консультацию психолога или психотерапевта, который специализируется на работе с онкобольными. Существуют службы психологической помощи — в том числе, например, круглосуточная горячая линия для онкобольных и их близких «Ясное утро», — однако, как указывает Гольдман, зачастую пациентам необходима не только психологическая поддержка, но и назначение препаратов, что может сделать только психиатр или психотерапевт.

Читайте также «Мы не лечим, мы говорим о качестве жизни»: кто такие онкопсихологи и зачем они нужны

Закрытие единственного в Москве отделения психотерапевтической помощи для онкопациентов — часть системной проблемы, связанной с тем, что работа психологов и врачей-психотерапевтов, которые работают с онкопациентами, не включена в систему ОМС, замечает эксперт. Поэтому психотерапевтические отделения не организовываются в многопрофильных онкологических стационарах и у пациентов нет прямого, быстрого доступа к психологической помощи.

«Очень важно, чтобы [психотерапевтическую помощь онкобольные] могли получить вне системы психоневрологических диспансеров, которые стигматизированы, — говорит Гольдман. — Никто из онкопациентов не пойдет в диспансер, так как это ослабленные люди, которые болеют и, скорее всего, после операции находятся под тяжелыми препаратами. У них и так огромное количество проблем из-за основного диагноза, поэтому лечиться [к психотерапевту] отдельно они не пойдут. Значит, [онкобольные] могут отказаться от лечения, могут находиться в недиагностированной депрессии, которая ведет к суицидам».

Кроме того, как указывают специалисты, онкопациент в процессе лечения проходит множество профильных врачей — от хирурга до радиолога, — и потому важно, чтобы по крайней мере психотерапевт работал с пациентом непрерывно и знал о его динамике.

Пациенты пытаются отстоять психотерапевтическое отделение

Пациентское сообщество запустило петицию на сайте Change.org — на момент публикации она собрала более 2 тысяч подписей, — а кроме того, собирает подписи под открытым письмом с жалобой на закрытие онкопсихологического отделения.

«Без помощи психолога невозможно объяснить, что рак — это не приговор… Просим за других пациентов, которые даже не знают еще своего диагноза, которые только ждут, что скажет доктор, и надеются на то, что “у кого-то это — да, но только не у меня…”» — говорится в открытом письме. Его подписал 41 человек — бывшие и нынешние пациенты отделения. Письмо направят в столичный департамент здравоохранения, в московскую мэрию и в администрацию больницы.

Это уже вторая попытка администрации ГКБ имени братьев Бахрушиных расформировать психотерапевтическое отделение: первая произошла весной 2018 года, однако тогда пациенты начали активно писать обращения в защиту отделения в адрес департамента здравоохранения Москвы, в ведении которого находится больница. Против расформирования отделения выступили также руководители других подразделений больницы, и решение отменили.


В январе 2018 года Министерство здравоохранения РФ объявило о разработке Национальной онкологической программы, которая должна будет действовать до 2030 года. В рамках национального проекта «Онкология» в ближайшие три года в фонд обязательного медицинского страхования из федерального бюджета будет направлено 330 миллиардов рублей. Кроме того, в рамках нацпроекта тариф ОМС на оказание медицинской помощи по профилю «онкология» также должен быть увеличен в 3 раза — до 956 тысяч рублей в течение шести лет.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: