Из-за миграции из Средней Азии происходит исламизация России?

Сюжет: Мифы о мигрантах

«Такие дела» и комитет «Гражданское содействие» продолжают разбирать мифы о мигрантах. Антрополог Дмитрий Опарин опровергает стереотип о приезжих из Средней Азии и объясняет, почему халяльные кафе и толпы людей на улицах во время мусульманских праздников не означают исламизацию России.

Дмитрий Опарин

Антрополог, НИУ «ВШЭ»

Думаю, имеет место, скорее, некая религиозная интенсификация в целом. Растет популярность харизматических течений протестантизма, в публичном пространстве усиливается присутствие православия, ну и ислам тоже не отстает. Тут стоит говорить не об исламизации, а о некотором общем усилении религиозности среди россиян. Другое дело, что усиление это по большей части обрядовое или даже и вовсе формальное.

Разве все среднеазиатские мигранты — практикующие мусульмане? Очевидно, что нет. Так можем ли мы говорить, что к нам едут именно мусульмане? Мусульманин — это в первую очередь самосознание. Сюда едут как люди с разными «мусульманскими самосознаниями», так и люди с отсутствующим мусульманским самосознанием. Самосознание это может появиться и актуализироваться здесь, а может и не появиться.

Вид тысяч мусульман, молящихся на перекрытых улицах в Курбан-байрам и Ураза-байрам (два главных мусульманских праздника), ничего нам не говорит об исламизации страны. Многие из тех, кто приходит к мечетям в эти дни, ходят на коллективный намаз как раз только в эти два дня в году. У живущих в России мусульман очень разные уровни религиозности. Кто-то ходит в мечети лишь по праздникам, кто-то — по пятницам, кто-то — когда захочет, а некоторые каждый день стараются попасть в мечеть или молельный дом. Последних меньшинство.

Национальные кафе и магазины халяльной еды — это все не исламизация. У людей существуют повседневные практики и просто бытовые привычки. Если они покупают еду в халяльных магазинах или справляют день рождения в узбекском кафе, это не означает, что они мусульмане или становятся ими. Появление национальных кафе и магазинов я бы сравнил не с появлением молельных залов, а скорее с появлением магазинов органической еды. Это просто диверсификация повседневных практик, в данном случае кулинарных.


К 18 декабря, Международному дню мигранта, правозащитная организация «Гражданское содействие» и портал «Такие дела» запустили совместный проект «Мифы о миграции», где эксперты опровергли стереотипы об иностранцах, живущих в России.

Комитет «Гражданское содействие» почти 30 лет помогает мигрантам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. В конце 2011 года правозащитники запустили проект Hatecrimes, в рамках которого сотрудники организации оказывают бесплатную юридическую и гуманитарную помощь жертвам насильственных преступлений на почве ненависти.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: