Министерство здравоохранения планирует запретить оборот противоэпилептического препарата прегабалина, который реализуется под торговой маркой «Лирика». За его продажу будет предусмотрена уголовная ответственность.
Как сообщает РБК, ведомство приступило к разработке законопроекта о внесении прегабалина в список сильнодействующих и ядовитых веществ. Проект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Кроме того, Минздрав намерен также запретить оборот тапентадола и тропикамида, содержащих психоактивные вещества. Сейчас они отпускаются в аптеках только по рецепту, а для нарушителей предусмотрено административное наказание.
По данным Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД, аптеки специально занимаются продажей этих препаратов из-за высокой прибыльности. Основными покупателями же, как считает Минздрав, являются граждане, страдающие зависимостью от опиоидов.
Если прегабалин, тапентадол и тропикамид внесут в список сильнодействующих или ядовитых веществ, то за их сбыт будет предусмотрен штраф до 200 тысяч рублей и лишение свободы от трех до восьми лет.
Учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер на своей странице в фейсбуке рассказала, что прегабалин в сочетании с неопиоидными анальгетиками снимает сильную нейропатическую боль, которую нельзя снять морфином. Этот препарат должны получать более 500 тысяч человек ежедневно. По словам Федермессер, подобные запреты не имеют отношения к безопасности пациентов или качеству препаратов, а повлекут лишь передел фармацевтического рынка.
В июле Минздрав предложил освободить от уголовной ответственности врачей, которые нарушили статью о правилах оборота наркотических или психотропных веществ, если преступление совершено впервые и медработник сам сообщил о случившемся. Согласно опросу российских врачей, выписывающих наркотические обезболивающие, 37,8% специалистов боятся назначать такие препараты, опасаясь уголовного преследования за ошибки в работе.
UPD. Минздрав опроверг информацию о возможном запрете прегабалина. Речь идет лишь об ужесточении ответственности за незаконный оборот препарата.