По всей России на торжественные мероприятия в честь Дня Победы наряжают детей в форму Великой Отечественной войны, а студии предлагают тематические фотосессии в костюмах. Парад дошкольных войск, где 500 детей в форме пехотинцев, артиллеристов и медсестер маршируют у Вечного огня, прошел в Пятигорске; аналогичный парад состоялся в детском саду Ставропольского края, а также в садике подмосковного Иванова.
«Такие дела» узнали мнения школьных учителей, практикующего психолога и многодетной матери о том, насколько правильно с этической точки зрения наряжать детей в военную форму и давать им в руки оружие — пусть даже и бутафорское.
Татьяна Ардальянова
учительница литературы 5-6-х классов школы, участница программы «Учитель для России»; село Кудиново, Калужская область
Мы с раннего детства воспитаны с пониманием того, что День Победы — это день памяти, а Великая Отечественная война — тяжелое испытание для страны и народа. Так откуда возникла эта ретушь? Почему так нарочито создается аляпистая, практически лубочная картинка Дня Победы? В том числе детская военная форма (нонсенс!), чтение бравых стихов, часто не имеющих высокой художественной ценности, и бутафория оружия. Как эти нелепые картинки передают представление о скорби и тяжестях войны?
День Победы — он не про фейерверки и запускание голубей. Он — про минуту молчания, он — про сотни братских могил, он — про Человека. Мне кажется, гораздо важнее раскрывать это с человеческой стороны, а не с картонной. Поэтизация войны ничего, кроме романтических представлений о ней и категоричности в стиле «немцы — плохие, а мы — молодцы» не даст. Поэтому важно читать с детьми дневники и письма, и не только русские. Важно читать прозу и поэзию, пропитанные настоящей эмоцией, а не ура-патриотизмом. Важно заходить через личность. Только тогда появляется возможность прочувствовать это.
В классах, где я преподаю, есть много читающих детей. Недавно один из учеников предложил в продолжение читательского клуба взять «Ленинградские Сказки» Юлии Яковлевой. Такие книги помогают создать представление о войне и, как показывает практика, эта честность нужна детям. Нужна ли им игра в войну и игра с военной темой? Думаю, это лучше спросить у них. Лично я [глубокого] смысла в детских фотосессиях, детской военной форме и в зазубренных, но так и не понятых стихах для митинга не вижу совершенно.
Ольга Щеглова
старшая вожатая, педагог-организатор школы, село Ивановка, Тамбовская область
Я не считаю, что в этом есть необходимость — просто одеть ребенка в полевую форму времен Великой Отечественной войны и повести [гулять].
Но если дети, даже младшего возраста, обыгрывают сценку, в основе которой какой-то факт [военных лет], и они понимают, почему надели форму — например, почтить память дедушки, тогда почему нет? Все должно проходить через сознание детей, но не ассоциироваться с парадной, нарядной, красивой одеждой. Например, у нас есть старшеклассник, который идет во главе «Бессмертного полка» и несет знамя победы. Он надевает военную форму, но понимает [смысл этого действия], поскольку в нашей школе патриотическое воспитание на высоком уровне, мы многое рассказываем и объясняем.
Альбина Хайрутдинова
учительница начальных классов, участница программы «Учитель для России»; Великий Новгород
Тренд на то, чтобы наряжать детей в одежду, очень похожую на военную форму, появился не так давно, пару лет назад. Раньше тоже были те, кто устраивал тематические фотосессии, но подобного резонанса в интернете я не припомню.
Мое мнение: неважно — бутафория или нет, но не должно быть детской военной одежды. Если это не прямая романтизация войны, то что-то очень близкое.
Взрослые должны воспитывать в детях стремление сделать так, чтобы война никогда не повторилась, а не желание принять участие в боевых действиях. Особенно страшно, когда начинается посвящение в юнармейцы, где недалеко до настоящей военной формы и обучения, как использовать оружие.
Патриотическое воспитание должно идти в первую очередь из семьи, а в школе или детском саду — лишь во вторую. У многих воевали прадедушки, прабабушки, у некоторых — дедушки и бабушки, в семейных архивах остались вещи — фотографии, дневники, награды. Многое знают и родители. Они могут рассказать детям истории о войне. Живое взаимодействие очень важно, потому что когда ребенок видит близкого человека, прошедшего через те события или узнавшего о них из первых уст, он воспринимает это как личное переживание. К сожалению, чем дальше, тем меньше остается тех, кто был свидетелем тех времен.
Ксения Боровинская
журналистка, авторка телеграм-канала о гендерно нейтральном воспитании «Так геями и становятся», многодетная мать
Я считаю, что разговор о войне в целом и Великой Отечественной в частности совершенно необходим и взрослым, и детям. Но почему-то в России такого разговора пока не выходит. Мы как будто отгораживаемся от него бездумным бряцанием военной атрибутикой.
Вместо осмысления мы выкатываем на Красную площадь блестящие танки, наряжаем малышей в новенькую форму и угощаем их кашей из «полевых кухонь».
Как будто мир действительно можно поделить на «плохих» и «хороших». И мы, разумеется, всегда хорошие. Такой романтический миф о войне оставляет за скобками множество болезненных, до сих пор не отрефлексированных вещей. <…>
Для меня, как для мамы, самый большой страх — увидеть своих сыновей и дочь в военной форме. Чтобы они бросились в очередную мясорубку и положили свои жизни на алтарь чьих-то имперских амбиций.
Мы с детьми много говорим о войнах. <…> Я считаю важным объяснить им, что признание собственных ошибок, критический анализ войны не делает победу менее ценной, а подвиг солдат — менее героическим. А еще я хочу, чтобы мои дети знали, что самый большой подвиг — это сохранение мира, а единственный честный лозунг любой войны — это «смерть живым».
Елена Кузнецова
психолог
(цитата по публикации в фейсбуке)
Давайте на правах психолога, имеющего немалые представления о детской психике, скажу, почему так не надо делать? Потому что это романтизация и украшательство самого страшного в нашей жизни — войны.
Воспитательный посыл, который получают через подобные действия взрослых дети, что война — это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой. А надо не так.
Война оканчивается непрожитыми жизнями с обеих сторон. Могилами. Братскими и отдельными. На которые даже порою некому ходить поминать. Потому что войны не выбирают, сколько живых из одной семьи взять платой за возможность людей жить в мире. Войны вообще не выбирают — наши и «не-наши». Просто берут плату бесценным. Вот это нужно доносить до детей.
Дети не должны ходить в военной форме. Для большинства из наших предков, встретивших военные годы, эта одежда была посмертным одеянием. Военная форма — это одежда для смерти: делать преждевременную смерть, встречать ее самому. Преждевременно. Оставляя следы горя везде, где ступают такие вот форменные сапоги. Детям нужно покупать одежду про жизнь, а не про смерть.