Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительный отчет по результатам расследования катастрофы самолета Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево.
В 104-страничном документе приводятся сведения о состоянии самолета накануне взлета, о членах экипажа, о событиях, связанных с катастрофой, и о результатах завершенных исследований. В отчете нет однозначных выводов о причинах катастрофы и виновных.
Согласно отчету, на самолете были обнаружены повреждения, характерные для следов воздействия молнии. После попадания молнии у лайнера отключился автопилот и была нарушена связь. Несмотря на это, командир оценивал ситуацию как штатную. После посадки экипаж включил автоматические тормозные щитки, которые не работают в режиме ручного управления.
SSJ-100 выходил на посадку с завышенной скоростью. Масса лайнера на 1,6 тысячи килограммов превышала максимально допустимую посадочную массу. Самолет загорелся после того, как во время посадки несколько раз ударился о взлетно-посадочную полосу и у него подломились стойки шасси. Двигатели лайнера отказали уже после жесткой посадки.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сказал «РИА Новости», что предварительный отчет МАК о катастрофе подтвердил штатную работу систем самолета, а при отключении автопилота после удара молнии лайнер сработал четко. У экипажа было два варианта: продолжать полет по заданному маршруту или выработать топливо для последующей посадки, но пилот принял решение посадить самолет без выработки топлива.
«То, что касается техники. Системы работали в штатном режиме, за исключением попадания молнии в самолет. Когда отключился автопилот, но при этом система настолько четко сработала, предоставила возможность пилоту дальше осуществлять полет. Что касается момента посадки, самолет рассчитан на нагрузку 3,7g, первое касание произошло с нагрузкой 2,5, второе было свыше нормы, заложенной в сертификате, третье было уже фатальное»,— сказал Мантуров.
Катастрофа с Sukhoi Superjet 100 произошла 5 мая. Самолет вылетел из Москвы в Мурманск, но через 14 минут после взлета в лайнер ударила молния, отключилась автоматика и основной канал радиосвязи. Пилоты решили срочно вернуться в аэропорт, не выработав топливо, хотя это помогло бы снизить массу при посадке. Касание с ВПП было жестким, самолет совершил два «отскока», в результате стойки шасси пробили топливные баки, керосин выплеснулся на горячие двигатели и загорелся. В катастрофе погиб 41 человек — в основном пассажиры, которые находились в хвосте, а также один бортпроводник. 37 пассажиров спаслись, пять из них попали в больницу.
СК назвал рассматриваемые версии причины ЧП: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, а также неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия. В качестве основной причины катастрофы следствие рассматривает ошибки пилотов: они показали слабую пилотажную подготовку, не справившись с посадкой в ручном режиме, а диспетчеры наземных служб — недостаточную квалификацию.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) попросила Минтранс проверить все самолеты Sukhoi Superjet 100 «на соответствие сертификационным требованиям» после катастрофы 5 мая в Шереметьеве. При этом ранее Росавиация и СК заявляли, что к катастрофе могли привести ошибки пилотов, а не состояние самолета, а эксперты в беседе с «Такими делами» указывали на плохую подготовку кадров и экономию авиакомпаний.