«Нас называют мусорщиками»: москвичи рассказывают о своем опыте сортировки отходов
85% россиян готовы вести раздельный сбор мусора, но почти столько же — 74% опрошенных — жалуются, что в их районе нет условий для этого, говорит статистика аналитического центра НАФИ по итогам 2018 года. В Москве обещают установить контейнеры для сырья разных типов во всех дворах многоквартирных домов только с 1 января 2020 года, когда начнется первый этап перехода на раздельный сбор на муниципальном уровне.
«Такие дела» побывали на площадке для приема вторсырья на Artplay и поговорили с жителями Москвы о том, почему они уже сейчас раздельно сдают мусор и что для них в этом самое сложное.
Ева и Павел
Сортируют мусор восемь лет
Меня заразила своим примером подруга. От нее я узнала про проект «Собиратор» и потом стала его волонтером: приезжала к людям, забирала их мусор и отвозила на переработку. Иногда люди вытаскивали огромные мешки с мусором, который копился несколько месяцев, и они еле помещались в машину!
Помню, я была во Вьетнаме и увидела, насколько засорен океан, как волны выносят на берег пластик. Бывает, что во время путешествий по азиатским странам, где я знаю, что ничего не будет переработано, я забираю с собой упаковки и привожу в чемодане домой.
Я пишу в фейсбуке об экологии и о том, как загрязнена планета, о животных, которые погибают из-за мусора, и надеюсь, что мои посты могут на кого-то подействовать так же, как когда-то рассказ подруги повлиял на меня.
Лариса и Мария
Сортируют мусор восемь лет
Все началось с тетрапака: была акция, в рамках которой в разные районы города приезжала машина и собирала эти упаковки, тогда мы начали их мыть, сушить и складывать. Потом перешли на сортировку других видов отходов.
Мне очень не хочется выбрасывать мусор, чтобы потом росли и множились свалки. Сортировать и перерабатывать отходы — значит проявлять разумное отношение к своей планете. И это совсем не сложно, наоборот, очень жаль, что многие виды отходов не принимаются.
Например, сегодня мы обсуждали, что делать с яичными упаковками из полистирола. У Маши есть свой личный канал их утилизации — она отдает их заводчикам кур, которые их используют по новой — так удается избежать того, чтобы они шли на свалку.
Марина
Сортирует мусор пять лет
Мы собираем пластик, стекло, бумагу, металл, тетрапак — все виды отходов, пригодных для переработки. Дома висит большой плакат, что можно и что нельзя сдавать, по нему и ориентируемся, раскладываем все по разным мешкам, иногда нам приносят что-то и друзья, а когда собирается достаточно, отвозим на Artplay. Мы из Подольска, но сдаем там на склад только бумагу. В городе поставили бачки для раздельного сбора, но они плохо освобождаются, если бы было иначе, возможно, мы бы пользовались ими и не возили свой мусор в Москву.
Не только мы сортируем мусор, но и дочка, и ее друзья. Мы многое прочитали об утилизации отходов, как она устроена за границей, и, конечно, хотели бы, чтобы у нас тоже так было — появилась инфраструктура, специальные автоматы. Пока мы сортируем мусор дома и возим его на пункт сбора — эта привычка вошла у нас в кровь и плоть, и никаких сложностей в том, чтобы так делать, нет. Даже наша маленькая внучка уже знает, в какой пакет какую бутылку класть.
Ксения
Сортирует мусор полтора года
Как и многих, меня волнует ситуация с экологией. Мне жаль природу — мы у нее очень многое берем, и хочется, чтобы люди относились к ней более сознательно. Я начала сортировать мусор, когда узнала, что в Москве существуют пункты, где его можно сдавать. Это решение повлияло и на мой быт: я практически полностью отказалась от пластиковых пакетов, трубочек для напитков, стараюсь готовить дома и брать с собой еду. Конечно, бывает такое, что ты забыл свою ложку и используешь одноразовую, но я стараюсь сводить подобные случаи к минимуму.
Я недавно читала про девушку, которая полностью отказалась от еды в пластиковой упаковке и покупает все только на развес, в своих авоськах, но таких людей лично я не встречала.
Некоторые друзья, узнав, что я сортирую мусор, удивляются и считают меня фриком. Но я заметила, что они все равно задаются вопросом, куда деваются отходы, и начинают хотя бы минимально следить за культурой потребления: решают отказаться от пакетов и лишний раз не брать что-то, запакованное в пластик.
Ольга и Алексей
Сортируют мусор год
Все началось с того, что мы съездили в Индию: там мы увидели, что пластик — это большая проблема, им загрязнены значительные территории.
Большая часть того, что идет в мусор, — это упаковка, и невольно начинаешь обращать внимание на то, как запакованы продукты. Например, некоторые творожные сырки мало того, что в фольгированном пластике, так сверху еще в бумажной упаковке, как-то все слишком жирно с учетом нынешней экологической ситуации. Мы отказались от пластиковых трубочек, стали готовить больше дома.
Сортировать мусор не так и сложно, и, будь получше с инфраструктурой, думаем, было бы больше тех, кто этим бы занялся. Среди наших друзей немного таких, хотя за последнюю пару лет в этом отношении есть динамика. Некоторые приятели сначала, увидев, что мы сортируем отходы, говорят: «Зачем вы это делаете?», а потом смотришь — они сами собирают пластик.
Катрин и Антон
Сортируют мусор два месяца
Мы увидели у блогеров в Инстаграме, что они сортируют отходы, и поняли, что нужно так делать: от одного человека в день получается пакет мусора, в пересчете на неделю или месяц это очень много.
Среди друзей у нас никто не занимается сортировкой. Родители называют нас «мусорщиками» и не очень понимают эту идею — зачем раскладывать все по разным пакетам, почему нельзя просто взять и выкинуть.
Мы возим мусор на Artplay, потому что здесь можно сдавать четыре типа отходов. У нас на районе стоит контейнер, но только на два типа — кроме того, туда скидывают все подряд, и мы ему не очень доверяем. Нерационально класть то, что мы разбирали, в бак, где разные виды мусора снова смешаются.
Помимо Москвы, проблемы с инфраструктурой для сбора вторсырья есть и в других городах России. Фонд «Нужна помощь» ведет сбор средств для проекта «Раздельный сбор», чтобы установить новые контейнеры для раздельного сбора отходов во дворах Санкт-Петербурга.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам