Вступил в силу приговор, вынесенный Иркутским гарнизонным военным судом контрактнику Александру Новикову, который взорвал штаб своего полка, чтобы привлечь внимание командования к тому, что военные плохо выполняют свои обязанности. Новиков потом признался, что оговорил себя из-за угроз ФСБ.
Как сообщает «Ъ», по данным следствия, 24 мая 2018 года Александр Новиков, проходивший службу по контракту в авиационном полку, нашел у столовой сумку с мощным взрывным устройством. Ночью 25 мая он перенес бомбу к зданию штаба полка, установил ее на крыльце, поджег фитиль и убежал. Взрывом был полностью разрушен застекленный вестибюль, а помощник дежурного по штабу получил тяжелые ранения. Работа штаба была парализована, а части — дезорганизована.
Для расследования преступления Следственный комитет привлек сотрудников иркутского УФСБ, которые 26 мая проверили военнослужащих на полиграфе. Исследование показало, что Александр Новиков был потенциальным взрывником. Свою вину он не признал. В этот же день в часть должно было приехать руководство дальней авиации, но совещание было сорвано.
27 мая Новиков написал явку с повинной. Он заявил, что найденный у столовой предмет принял за учебный взрывпакет и решил пошутить, взорвав его на крыльце штаба. После он объяснил свой поступок желанием привлечь внимание командования к тому, что военные, по его мнению, плохо выполняют свои служебные обязанности.
Психиатрическая экспертиза признала Новикова вменяемым, уголовное дело планировали передать в суд. Но после встречи со своим отцом контрактник отказался от показаний и заявил, что оболгал себя под давлением сотрудников ФСБ. Те якобы угрожали, что он станет фигурантом дела о терроризме и окажется в СИЗО. Следователь СКР пришел к выводу, что Новиков оговорил силовиков.
Иркутский гарнизонный военный суд признал бывшего военнослужащего виновным в совершении преступлений по нескольким статьям — о незаконном приобретении взрывных устройств, умышленном повреждении или уничтожении чужого имущества, хулиганстве, а также умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести с применением оружия. Александра Новикова приговорили к пяти годам лишения свободы.
С этим решением Новиков не согласился и обратился с апелляцией в Восточно-Сибирский окружной военный суд, который признал решение суда первой инстанции законным. При вынесении приговора в качестве смягчающего обстоятельства учитывалось награждение контрактника медалью «Участнику военной операции в Сирии». Помимо пяти лет лишения свободы, Новиков обязан оплатить ущерб, причиненный взрывом, в размере 2,8 миллиона рублей.
В мае в Санкт-Петербурге был задержан учитель ОБЖ Владимир Дзебниаури по подозрению в том, что он из мести оставил самодельную бомбу возле воинской части в Ленинградской области. Взрывное устройство сдетонировало 8 марта, никто не пострадал.
В апреле по уголовному делу о взрыве в Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского в Петербурге появился первый обвиняемый — преподаватель Рифат Закиров, который пострадал во время происшествия. Собеседник «Ъ» предположил, что Закиров планировал не взорвать академию, а найти и публично обезвредить им же принесенное взрывное устройство, чтобы тем самым улучшить свои позиции в судебном споре с Минобороны о приватизации служебной квартиры.