Приложения для взаимопомощи появились в мобильных магазинах России как попытка переосмыслить BlablaCar, Profi.ru и YouDo со стороны благотворительности. В чем смысл мобильных сервисов по взаимопомощи, насколько они безопасны и смогут ли стать востребованными, разбирались «Такие дела».
Обратиться по адресу
В 2015-2016 годах одновременно запустилось несколько проектов: среди них уже нерабочие Needja и DoGood и до сих пор развивающиеся BeAngel и «Твой час«. Идея большинства приложений — адресная помощь от человека к человеку. Некоторые из сервисов, например «Твой час», сотрудничают с фондами и соцзащитой городов, где развивается проект, и подхватывают их задачи.
Суть приложений сводится к двум функциям: «помочь» и «попросить о помощи». Работают сервисы по принципу «доброволец рядом»: нуждающиеся и краткие описания их просьб отмечены на карте геометками. В основном в приложениях просят купить лекарства и еду или помочь маломобильному человеку добраться до нужного места.
«Как правило, системная благотворительность противопоставляется единичному сбору на больного мальчика маме на карту. А приложение для адресной помощи и подобный сбор — не одно и то же, — считает руководитель “Теплицы социальных технологий” Алексей Сидоренко. — Во всей теории взаимодействий в сети создание платформ, то есть условий, когда люди решают проблемы друг друга — это современная и эффективная технология. Так, “Убер”, Airbnb и другие создают новое предложение и конкурируют с традиционными сетями такси или отелей. И это делается не менее системно. Просто механизм другой».
По мнению Алексея Сидоренко, заложенный в приложениях треугольник из администратора, нуждающегося и добровольца при правильно выстроенном взаимодействии куда эффективнее помощи лимитированного штата организации, поскольку добровольцев больше, чем сотрудников любого НКО.
Денежные сборы и переводы в приложениях по взаимопомощи не предусмотрены. Все заявки с просьбами модерируют волонтеры или координаторы. Некоторые разработчики в вопросе безопасности идут дальше, например, «Твой час» обязывает добровольцев выкладывать фотоотчеты с заданий.
Алексей Сидоренко считает, что пост-модерация и отсутствие денежных переводов не всегда защищают от недобросовестности пользователей, но по крайней мере как-то фильтруют их. «Все платформы выбирают путь к безопасности по-разному. Например, внедряют оплату транзакций, чтобы содержать сотрудников, которые могли бы решать споры между пользователями. Кроме того, в платформу включаются другие финансовые механизмы: например, штрафы за плохое поведение в тех же Airbnb или Ebay. Другое дело, что в России в некоммерческом секторе эффективно можно реализовать относительно немного возможностей, связанных с деньгами», — признает эксперт.
«Сама по себе попытка минимизировать риски с помощью модерации вполне очевидна, а дальше это вопрос ответственности исполнителей», — объясняет руководитель волонтерского движения “Даниловцы” Юрий Белановский. Тем не менее, по его мнению, даже система с качественной модерацией в некоммерческом приложении едва ли эффективна, поскольку однозначно убыточна.
Проекты развиваются только на деньги создателей или, как BeAngel, привлекают средства с краудфандинговых сборов.
Благотворительная экосистема
«Чего не хватает всем разработчикам, так это ответа на вопрос, как эти приложения будут зарабатывать», — согласен Иван Костров, создатель сервиса Goody. Изначально, в 2015 году, создатели задумывали проект как «инстаграм добрых дел». В 2017 году Goody стал приложением взаимопомощи. Параллельно разработчики запустили одноименный виджет для пожертвований в НКО. Его используют более ста двадцати организаций, среди них БФ «Хрупкие люди«,»Право матери» и «Предание«.
Приложение тестово запущено на Android в мае 2018 года в Сарове, но пользоваться им можно по всей стране. «Мы думали запуститься быстро-бесплатно, но так это не работает, — считает создатель сервиса Иван Костров. — Чтобы проект развивался, нужны работники, которые хотят есть. Поэтому мы решили найти более устойчивую финансовую модель. С июня месяца мы прорабатывали схему, где люди будут помогать друг другу не только бесплатно, но и получать деньги за профильную помощь, например, по длительному уходу за маломобильными людьми».
Сейчас продвижение проекта приостановлено, разработчики ищут инвестиции. В планах у создателей Goody отлаженная система мотивации: социальный кэшбэк, то есть услуги от партнеров в виде товаров и услуг или возврат средств в приложении с возможностью пожертвовать их НКО.
«Если мы говорим о перспективе, то Goody — экосистема, как для людей, так и для фондов. Часть этой гипотезы мы проверили, сделав виджет с пожертвованиями, чтобы впоследствии дать возможность НКО интегрироваться в систему. Для них это отличный шанс искать последователей, так называемых стихийных добровольцев, которые могут стать волонтерами. В сервисе каждый фонд сможет иметь свою верифицированную страницу. И, в отличие от остальных пользователей, ей уже можно будет переводить деньги», — объясняет Иван Костров.
Чтобы обезопасить пользователей, разработчики планируют взаимодействовать с Госуслугами, подключать мобильную авторизацию при регистрации и сотрудничать с НКО в проверке заявок. «Сейчас у нас нет необходимости связываться с людьми, потому что все денежные просьбы исключены из приложения, достаточно подтверждать личность, — уверяет Иван Костров. — А если люди просят деньги, то мы перенаправляем их в фонды. Мы не можем запретить им просить друг у друга деньги, но не даем этой возможности».
«Я думаю, что сделать “социальную экосистему” не получится, потому что нас из существующих соцсетей не выдрать, — считает руководитель движения “Даниловцы” Юрий Белановский. — Но если вы принадлежите к конкретному сообществу, например, ищете людей с “Лиза Алерт”, тогда вы поставите себе их приложение и будете следить за обновлениями. На мой взгляд, Россия еще ждет шага в области приложений, когда они будут отражать жизнь волонтерских сообществ».
По мнению руководителя «Теплицы социальных технологий» Алексея Сидоренко, Goody позиционирует себя слишком широко: «В своем существующем виде платформа не отвечает на какую-то очевидную боль пользователя, по крайней мере мне. Куда эффективнее и популярнее в этом плане нишевые приложения, потому что они как раз отвечают на конкретную боль и предлагают быстрое решение».
Простой инструмент
Пример нишевой мобильной платформы — единственный в России сервис для помощи животным «Помощник РЭЙ» от фонда «Рэй». Сервис возник в 2017 году на деньги гранта «Комитета общественных связей» и развивается на средства фонда.
«Помощник РЭЙ» — интерактивная карта, где отражаются текущие нужды приютов. «Идея приложения была на поверхности, потому что на дворе двадцать первый век, а у нас до сих пор нет отлаженной волонтерской системы помощи животным, — рассказывает координатор благотворительных программ фонда помощи бездомным животным “Рэй” Наталья Цветкова. — Многие люди хотят помочь, но не знают как: они думают, что если не могут дать денег или взять животное домой, то помочь нечем. Это миф, поэтому мы решили, что нужен простой инструмент, который позволит помощникам и нуждающимся услышать друг друга».
В приложении зарегистрированы три тысячи человек. Чаще всего приюты просят волонтеров отвезти животное в ветклинику, привезти корм, погулять с собакой или кошкой и просто пообщаться с ними, чтобы они были социализированы. Удаленно волонтеры могут редактировать фотографии, составлять каталоги или вести группы в соцсетях.
Есть в России и другие нишевые проекты. Например, приложение «Мария мама», где родители по соседству могут знакомиться и присматривать за детьми друг друга, и сервис для экстренной помощи автомобилистам «Взаимопомощь на дороге».
Участие человека не нужно
Модерация и отсутствие денежных операций — не единственный способ обезопасить сервис взаимопомощи. Альтернативу предлагают разработчики из новосибирской компании «Азимут». В их приложении Can Help, которое появилось год назад и ориентировано на экстренную помощь, заявки не проверяются. Среди мер предосторожности только строгая система регистрации: имя, фамилия, возраст, ИНН для подтверждения гражданства и личное фото, которое с помощью системы распознавания лиц позволяет входить только в свой аккаунт.
В приложении есть семь типов просьб для автомобилистов и четыре для маломобильных людей: купить продукты, купить медикаменты, привезти-увезти, подняться-спуститься. Выбрав иконку, нуждающийся записывает голосовое сообщение, и оно в качестве пуш-уведомления приходит людям рядом. «Мы сделали юзабилити максимально простым, чтобы лучше зашло на рынок. Дальше функционал будем расширять», — уточняет президент компании Максим Демченко.
Приложение бесплатно для пользователей и ищет инвестиции. Чтобы приложение работало эффективно, пользователей должно быть как можно больше. Сейчас Can Help используют более трех тысяч людей, тысяча из них из Новосибирска.
Эксперты, опрошенные ТД, относятся к такой мере безопасности скептически: по их мнению, сложная регистрация будет мешать популяризации приложения. «Любое поле сбора данных сокращает процент зарегистрировавшихся от числа посетивших страницу регистрации, — считает Алексей Сидоренко. — Поэтому путь наших проектов IT-волонтер и “Теплосеть”— минимум регистрации, чтобы быстро сконвертировать посетителя в пользователя. Платформа должна просить ровно столько информации, сколько ей минимально необходимо».
«Помогать должно быть легко — согласна программный директор благотворительного фонда “Гольфстрим” Юлия Прилепская. — Ввести ИНН и сфотографироваться легко не для всех». По мнению Юлии Прилепской, развитие широкопрофильных приложений для взаимопомощи и их взаимодействие с НКО и волонтерами возможно, только если разработчики будут готовы к диалогу: «Условная идеальная картинка: в Москве они нас всех соберут в “Благосфере” и расскажут о себе. Я думаю, что тогда НКО пойдут, потому что мы цепляется за любую эффективную возможность собрать деньги и оказывать системную помощь или помочь подопечному».