«Такие дела» в серии монологов «Близко к сердцу» рассказывают о жителях регионов, чье неравнодушие и готовность действовать постепенно меняют местное сообщество. Героем второго материала стал житель Барнаула Егор Галкин, который руководит городским сообществом «Шпиль».
Как я хочу, чтобы выглядел мой город? Как можно изменить пространство, в котором я живу? Пять лет назад школьник из Барнаула стал искать ответы на эти вопросы, узнал о работе городского сообщества «Шпиль» и заинтересовался урбанистикой. ТД публикуют его монолог.
Сообщество «Шпиль» появилось в 2013 году на фоне популяризации урбанистики в России. Его создатель Сергей Устинов — известный эксперт в области больших данных, он создал карту ДТП по всей России. В ноябре 2013 года зарегистрировали сообщество в соцсетях, начали делать экскурсии по городу, фотографировать. Я пришел в проект в 2014 году, мы запустили карту инициатив Барнаула. С этого началась наша основная деятельность.
Мы разработали большую интерактивную карту Барнаула, где каждый житель мог оставить свое предложение по благоустройству города. Любой пользователь сайта мог голосовать за эти инициативы. По итогам голосования мы отправляли запрос в органы власти. Мы хотели наладить прямое взаимодействие с городской и краевой администрациями, но нас не слышали, игнорировали. Более 500 инициатив, три тысячи голосов на сайте — для Барнаула это огромные цифры. Спустя время часть инициатив была реализована — из-за наших обращений в письменной форме, а также потому, что некоторые из них были слишком очевидны.
Прямого диалога с чиновниками у нас пока нет. Через СМИ мы уже научились работать: нас слышат и реагируют. Если мы нашли нарушение, его стараются исправить. Например, по контракту должны стоять заборы, а их не поставили, хотя по документам они есть. После нашей публикации заборы поставили на следующий день. Хотя я против заборов, но нарушение есть нарушение.
Нашу деятельность можно разделить на несколько категорий: проектная (как карта инициатив), борьба за зеленые зоны, работа над генеральным планом города и каждодневная работа экспертов — экологов, городских активистов. Они находят нарушения при благоустройстве города, в дорожно-ремонтных работах, сопоставляют с официальными документами и публикуют информацию. Это все делается бесплатно, мы ничего не получаем. Все, что мы делаем, — это наша инициатива и желание изменить город.
Когда урбанистика зашла в Россию, люди не знали, что это такое и как может быть удобно. Оказавшись в Европе, люди на чувственном уровне понимали, что у нас может быть по-другому. С такими мы быстро находили общий язык и говорили, что можно сделать, чтобы нам, жителям Барнаула, было удобно: общественный транспорт, выделенные полосы.
Поначалу многие воспринимали эти идеи в штыки: «Как? Надо же расширять дороги, чтобы больше машин влезло». С такой реакцией сталкивается каждое сообщество, которое занимается решением городских проблем. Когда мы зашли на тему общественных пространств, у нас появилось много единомышленников.
Все всегда начинается с личности: как хотелось бы мне видеть город? Важен личный комфорт. Поэтому меня это захватило. Я стал изучать тему, много читать, смотреть проекты. Сейчас это научный интерес, потому что я еще и политолог. Городское планирование и изменение городской среды без политики невозможны. Мне интересно, как развивается город, как проходят демографические процессы, как джентрификация влияет на развитие города. Я городской активист-общественник и хочу, чтобы город был лучше.
Мы боремся за зеленые зоны города. В 2015 году мы сделали первый большой проект о парках города, который рассказывал об их современном состоянии. Если в Москве все знают, что происходит в парках, то у нас жители не знали. В 2016 году повторили проект уже в сотрудничестве с местным новостным порталом, с профессиональными фотографами, записали видео с квадрокоптерами. И поставили проблему: парковыми зонами никто не занимается. Часть парков вырубается, часть запущена настолько, что туда опасно ходить.
В Барнауле живут 700 тысяч человек, и раньше было шесть парков. Сейчас — один официально действующий парк. Все остальные парки потеряли статус, ими никто не управляет. Это большая проблема для Барнаула. Вокруг нас реликтовый лес, а в самом городе мало зеленых зон.
Основная часть посетителей сообщества пришла именно тогда, когда мы стали поднимать эти проблемы. Стало больше подписчиков, люди выражали свою поддержку и готовность действовать вместе. У нас вырубили половину парка «Изумрудный», и это спровоцировало живой протест против того, что зелеными зонами никто не занимается. Если в 2015-2016 годах реакции от властей не было, то в 2019-м тема наконец-то вышла на краевой уровень. Недавно у нас собирали круглый стол в Алтайском краевом законодательном собрании на тему зеленых зон в городе.
Мы поднимаем важные темы, действительно животрепещущие для города. Если об этом пишут, то об этом знают люди, и городским чиновникам приходится реагировать. Наши эксперты настолько хороши, что при произнесении их имен представителей администрации начинает трясти. Каждая публикация, которая делается у нас в сообществе, читается прокуратурой и следственными органами. Если это нарушения, то проводится проверка.
Сейчас стараемся налаживать отношения с районными администрациями. Скоро анонсируем проект парковой зоны, мы делаем его по всем урбанистическим канонам. Летом, осенью, зимой и весной сделали замеры территории и исследование того, как люди ходят, как им удобно ходить. Опросили жителей, собрали мысли и идеи. Будем делать зону с учетом всех пожеланий. Скоро покажем разработанный проект для замечаний всех жителей Барнаула по этой зоне. Думаю, будет интересно и полезно. Не припомню, чтобы в регионах реализовывалась такая инициатива.
Судя по опросам, люди хотят видеть качество. Урбанистические каноны, представления о правильном благоустройстве можно уместить в слова «качественная инфраструктура». Чтобы было удобно, хорошо, комфортно, безопасно. У людей есть такое же представление: они хотят жизнь в безопасном хорошем зеленом пространстве, есть запрос на качество благоустройства.
Важная мысль для всех сообществ: нужно делать и делать это хорошо. Если ты видишь проблему, то надо разбираться в ней и рассказывать о ней. Привлекать экспертов и не бояться общаться с властью, выстраивать диалог с депутатами, чтобы были все заинтересованы в решении проблемы. Надо высказывать свои предложения и, самое главное, заинтересовывать группы, которые могут повлиять на принятие решения. Коммерсанты, органы власти, депутаты, партии — нужно взаимодействовать со всеми. Урбанист — это человек, который занимается взаимодействием, налаживает диалог.