«От Финского залива ничего не останется». Как жители Ленобласти борются со строительством угольного порта
В Ленинградской области уже через три года может появиться новый масштабный угольный порт. Строить его собираются на северном берегу Финского залива — в нескольких километрах от Приморска. Жители этого маленького города активно выступают против стройки, угрожающей, по их мнению, экологии всего региона.
Летом в ходе общественных слушаний по проекту оценки воздействия будущего порта на окружающую среду жителям удалось повлиять на застройщика, но сейчас на месте, выделенном под строительство, частично вырублен лес, а в середине ноября там появилась буровая техника. «Такие дела» разбираются в ситуации вместе с активистами и экологами.
«Экологически чистое место»
Для строительства крупнейшего универсально-перегрузочного комплекса выбрали место по соседству с нефтеналивным портом «Транснефти», построенным в 2001 году в Приморском городском поселении, где проживают чуть более 13 тысяч человек. От Петербурга Приморск отдален на 120 километров, но из-за слаборазвитой инфраструктуры добраться туда достаточно сложно — прямая электричка ходит один раз в день, а путь с пересадкой в Выборге или Зеленогорске займет не меньше трех с половиной часов.
В самом Приморске немало проблем: на последних слушаниях жители жаловались администрации на отсутствие газификации, чрезвычайно низкое качество воды, а также на отсутствие в городе АЗС. Несмотря на проблемы, Приморск остается популярным дачным направлением для жителей Петербурга и области. Город расположен на живописном берегу Финского залива с уникальными ландшафтами, в непосредственной близости находится заказник «Березовые острова», в котором размножается и живет краснокнижная балтийская нерпа, вокруг него — обширные леса, в которых растут грибы и ягоды, а в заливе в этих местах много рыбы.
Жительница Приморска Мария рассказывает «Таким делам»: после рождения ребенка она специально искала место с хорошей экологией. У дочери Марии редкое генетическое заболевание — синдром врожденной центральной гиповентиляции («синдром проклятия Ундины»), при котором ребенок перестает дышать в фазе глубокого сна.
«Хотелось, чтобы ребенок жил в экологически хороших условиях, а не городом дышал. И когда Варе исполнился год, мы уехали жить под Приморск, в Карасевку. Вернулись [в Санкт-Петербург] только в этом году, чтобы ребенок пошел в школу, но туда постоянно ездим на выходных и проводим там все лето», — говорит Мария.
Узнав о планах по строительству угольного порта и вырубке леса, Мария и ее муж присоединились к инициативной группе, чтобы бороться против универсального перегрузочного комплекса (УПК). Супруги считают, что тысячи вагонов с углем, которые пойдут сюда в случае реализации проекта, уничтожат экологию этих мест. «Возможно, для страны или для горстки людей это будет хорошо, обогащение, но для граждан — это кошмар. Кому хочется жить рядом с таким портом?» — говорит Мария.
С ней соглашается Лина Епифанцева, координатор инициативной группы «Против строительства порта в Приморске». «Есть люди, которые говорят, что если порт построят, можно будет закрывать дома, уезжать и никогда не приезжать. Но это те, у кого под Приморском дачи. А что делать тем, кто живет там постоянно? Южный берег залива застроен уже практически полностью, скоро от Финского залива ничего не останется. Чтобы попасть на залив, придется ехать в Финляндию или другую страну», — комментирует Епифанцева.
Логистическая схема
По официальной информации, новый порт «Приморский» займет площадь в 760 гектаров на берегу залива и будет переваливать до 70 миллионов тонн угля, минеральных удобрений, зерна и других грузов в год. Однако в Ленинградской области уголь не добывают, и неизвестно, в каком направлении пойдут эти грузы и кто будет их конечным получателем. Пресс-служба УПК не ответила «Таким делам» на официальный запрос, а по телефону сотрудник компании отказался говорить, сославшись на подписанные им документы о неразглашении.
Руководитель экспертной группы постоянной комиссии петербургского парламента по городскому хозяйству и директор Центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов говорит, что у него есть примерное понимание логистической схемы, частью которой может стать Приморский УПК.
«Я пытался навести справки про логистику. И это все гораздо круче, чем можно себе представить. [Из Кузбасса] уголь поедет на восток, где-то в Приморье он будет перегружен на морские суда и Северным морским путем поплывет в Мурманск. В Мурманске он будет перегружен на поезд и поедет в Приморск через Петербург. Потом он будет перегружен на суда и поедет в Европу или куда-то еще», — утверждает Карпов.
С логистикой связаны главные экологические опасения противников порта и в Приморске, и в Петербурге. При нынешнем расположении железнодорожных путей в СЗФО угольные составы пойдут через весь Карельский перешеек и через северные районы Петербурга, которые также окажутся под угрозой загрязнения угольной пылью. По подсчетам активистов, по этому маршруту будет каждые полчаса ехать один поезд из 70 вагонов с углем и другими грузами.
Александр Карпов считает, что возникнут проблемы с транспортным потоком через железнодорожные ветки. «Ожидаемое количество поездов (Приморск + Высоцк + другие растущие направления) — большая угроза для восточной части Петербурга и Карельского перешейка. Прочие транспортные коммуникации на всем протяжении ветки будут просто заблокированы. Там нет двухуровневых пересечений автомобильных и железных дорог, то есть через переезды будет не просочиться. Для обслуживания портов необходима отдельная ветка — северо-восточный железнодорожный обход. Она была недавно презентована РЖД, но со сроком строительства к 2030 году», — говорит эксперт.
Суды и активисты
В публичном поле проекта масштабной стройки пока нет: выводы экспертов основываются преимущественно на презентациях УПК на многочисленных международных экономических форумах. В июле застройщик попытался выйти на общественные слушания с проектом оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), но активисты оспорили итоги слушаний в суде и инициировали независимую экологическую экспертизу.
Зоолог, специалист по морским млекопитающим Анна Лосева утверждает, что на момент июльских слушаний адекватной оценки воздействия на окружающую среду сделано не было. По ее словам, район Березовых островов напротив Приморска — основное место размножения краснокнижной балтийской кольчатой нерпы. «ОВОС — это была просто какая-то компиляция старых документов. Хотелось бы, чтобы была проведена качественная оценка воздействия на окружающую среду в части всех объектов животного и растительного мира», — комментирует Лосева.
После замечаний, поданных в рамках слушаний, проект ОВОС был отправлен на доработку. По закону в течение месяца он должен был поступить на государственную и независимую экологические экспертизы, но этого не случилось и спустя четыре месяца. В центре «ЭКОМ», который будет проводить независимую экспертизу, такую задержку объясняют тем, что бизнесмены вняли мнению жителей и решили переделать проект. Кроме того, ООО «Приморский УПК» подал в суд на авторов некорректного проекта — заседание должно состояться в середине января. Еще один судебный процесс — по отмене публичных слушаний — начался 25 ноября в Выборгском городском суде. Стороны высказали ходатайства, предварительные слушания назначены на 12 декабря.
В центре «ЭКОМ» считают судебные разбирательства примером позитивного влияния слушаний на резонансные проекты: активистам удалось привлечь к проблеме внимание местного населения и СМИ и заставить заказчика серьезно отнестись к экологической составляющей проекта. Александр Карпов добавляет: это не отменяет главного вопроса — о необходимости порта.
«Вообще угольный сюжет в этом порту представляется каким-то абсолютно авантюристическим, потому что месяц за месяцем приходят новости об отказе Европы от угля. Куда он поедет, если крупнейшие потребители отказываются от угля? Германия должна полностью отказаться к 2032 году. В Европе же есть собственный уголь, даже от него отказываются! Получается, что сейчас в Приморске разворачивают огромную структуру, чтобы успеть ненадолго забежать на схлопывающийся рынок. Это какая-то афера», — предполагает Карпов.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам