Правительство утвердило новую концепцию содействия развитию благотворительности. Что о ней думают НКО?

Правительство РФ опубликовало утвержденную концепцию содействия развитию благотворительной деятельности до 2025 года. Документ направлен на развитие институтов и культуры благотворительности в России, международное сотрудничество в этой сфере, а также «повышение эффективности и увеличение поддержки благотворительной деятельности граждан и организаций».

«Такие дела» попросили представителей некоммерческого сектора поделиться мнением о новой концепции.

Фото: pxhere.com

Григорий Свердлин

директор благотворительной организации «Ночлежка»

«Вопрос создания более благоприятных условий для благотворительности в России действительно очень актуален. Интересно сравнить нынешнюю ситуацию и дореволюционную: сейчас у нас одна благотворительная организация на 12 881 человека. В начале ХХ века в Российской Империи на одну благотворительную организацию или приходской попечительский совет приходилось 4564 человека. 

Говоря о содержании концепции, следует отметить предусмотренное ей включение средств благотворительных организаций, находящихся на банковских счетах, в государственную систему страхования вкладов. Эта мера повысит защищенность благотворительных организаций.

Развитие культуры благотворительности, налоговое стимулирование организаций и их доноров, упрощение участия граждан и организаций в благотворительной деятельности и ее финансировании, упрощение системы отчетности и многие другие меры действительно могут быть полезны. Некоторые положения, предусматривающие усиление нормативного регулирования деятельности благотворительных организаций, с моей точки зрения, требуют при их реализации большой аккуратности и осторожности.

В целом — чрезвычайно важно, как именно концепция будет реализовываться. Подобные документы уже принимались, например — концепция развития благотворительности от 30 июля 2009 года. Результаты, на мой взгляд, довольно плачевны. Посмотрим, как будет на этот раз».

Григорий Сергеев

председатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»

«Как идейный документ он прекрасен. Это правильно и хорошо, если действительно появятся региональные или федеральные налоговые льготы, что запустит в благотворительность много коммерческих денег. Развитие некоммерческого сектора правильное, и деньги там расходуются эффективнее, чем в других секторах. В остальном [в концепции] много общих слов, которые, рискну предположить, не повлияют никак.

Интересная история про международное сотрудничество. Иностранные благотворительные организации теперь не считаются врагами народа, значит теперь, кроме“руки Госдепа и иностранных агентов”, будет что-то хорошее. Мы видим супер-эффективную работу Гринписа в России по тушению природных пожаров. Нам [в “Лиза Алерт”] очень нужен международный опыт. Мы не в состоянии, например, организовать форум, куда могли бы привезти спасателей со всего мира. Это сложное мероприятие, в нем видится много труда и бюджета. Но если такое делать регулярно, это приведет к серьезному движению всех добровольческих поисковых объединений в России.

[В концепции] есть хорошие слова об обучении с созданием профильных ресурсных центров, но они не содержат под собой ничего. Мы, как АНО “Центр поиска пропавших людей”, созданы для обучения добровольцев, обеспечения их оборудованием. Есть даже поручение президента на эту тему, но реализация страшно хромает во всех регионах. Возможно, сейчас произойдут позитивные изменения, без них мы уже делаем то, что можем делать.

Вы попросили меня прочитать бумагу, в которой написано “Давайте, все будет хорошо”. Давайте! Вряд ли кто-то против. Вопрос с реализацией — кем, как? Мы пришли к государству, сказали, что вот столько можем, а вместе сделаем больше. Государство сказало: “Круто” — и все. Может быть, сейчас будут новые шаги, а может и нет. В любом случае вреда от этого документа будет существенно меньше, чем пользы, я его приветствую».

Юрий Белановский

руководитель добровольческого движения «Даниловцы»

«Мне непонятно, зачем вообще эти концепции появляются на таком высоком уровне. Они не являются документами прямого действия — это скорее регламентация направления без внутренних показателей о том, что она исполнена. Если концепция не будет выполнена, то что? Ничего. Если это декларативный документ, на основании которого общество и власть должны увидеть направление, то эта концепция о чем-то говорит.

На кого эта концепция направлена? Если ее писали люди, считающие, что некоммерческий сектор большей частью живет на государственные деньги (гранты, субсидии), то концепция может быть справедлива. Но в крупных городах России это не определяющая часть НКО. Есть организации, которые от государственных денег не зависят, — взаимодействуют с бизнесом и частными жертвователями. Они вправе сказать, что зарабатывают свой хлеб вне государства и не должны соответствовать. В таких концепциях это должно быть разъяснено, и тогда тревоги будет меньше.

Странный вопрос о квалификации НКО. Некоммерческий сектор с точки зрения зарплаты один из самых низкооплачиваемых в стране. Он часто занимается теми межведомственными областями, которые стали дырами, до которых никому нет дела. Часто держится на энтузиазме людей. Обращение внимания на квалификацию — это теоретически классно. Но не получится ли так, что как только мы начнем смотреть сквозь эту призму на некоммерческий сектор, 90% сотрудников придется выкинуть за борт? А тема волонтерства — какая тут квалификация?

Важная тема концепции — прозрачность сектора. Тема мошенничества и определения сообщества НКО, которому можно доверять, важна. При этом до конца непонятно, кто этим будет рулить. Мы знаем, что госсистема легко переходит от положительного регулирования в гильотину. Хотелось бы увидеть намек, что это будет решено с участием общественников.

Из текста документа понятно, что назрел вопрос регулирования льгот, правовых вопросов НКО. Но разговоры о льготах идут очень давно, насколько концепция может решить эти вопросы? Не написано, что вопрос поручается такому-то министерству.

Странная история о совершенствовании практики надзора. Я понимаю, что у государства эта функция неотъемлема, а у НКО открытая отчетность, но в концепции размытые слова, и возникают риски. Не будет ли практика надзора под благими предлогами превращаться в очередную гильотину?»

Авторы: Мария Волобуева, Лида Тимофеева.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: