В Волгограде умерла годовалая девочка, ожидавшая операцию у трансплантолога Михаила Каабака
В Волгограде умерла годовалая Настя Орлова, которую должен был до конца года прооперировать трансплантолог Михаил Каабак, сообщает «Ъ». Медик был уволен из Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей (НЦЗД), но после общественного резонанса приглашен обратно.
Как рассказала представитель инициативной группы родителей пациентов Михаила Каабака Марина Десятская, пересадку почки Насте планировалось сделать в период с октября по декабрь. Настя находилась в НЦЗД с февраля — она была первой пациенткой, которая поступила после решения о создании отделения и расширении программы трансплантологии.
Ребенка выписали в конце октября после увольнения Каабака и его коллеги Надежды Бабенко. Семья еще некоторое время находилась в Москве, ожидая информации об операции, а потом вернулась домой в Волгоград. Они до последнего момента продолжали ждать вызова на операцию.
Обновлено в 11:57. Михаил Каабак в беседе с «Интерфаксом» напрямую связал гибель девочки с закрытием отделения трансплантологии НЦЗД и своим увольнением. По словам медика, ребенку был необходим ежедневный гемодиализ, возможный только в отделении интенсивной терапии. Согласно данным за октябрь, у девочки была тяжелая кардиомиопатия, которая, вероятно, и стала причиной смерти, сказал Каабак.
27 ноября Каабак рассказал, что сможет приступить к операциям только в середине января 2020 года, поскольку сейчас в отделении реанимации НЦЗД карантин по ветряной оспе, а следом начнется дезинфекция. Медиков повторно пригласили на работу после вмешательства министра здравоохранения Вероники Скворцовой. Каабак вновь возглавит группу трансплантологов.
В конце октября стало известно, что в Национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей (НЦЗД) ликвидируется отделение трансплантологии, где работали Бабенко и Каабак. Отделение открылось в феврале 2019 года и, по словам Бабенко, за четыре месяца там сделали более 20 трансплантаций, 70% из которых провели детям, «которым везде отказали».
Каабак рассказывал, что главная причина реорганизации отделения — использование протокола индукционной иммуносупрессии, который не одобрен Минздравом. В основе протокола лежит препарат алемтузумаб, который показан при рассеянном склерозе и который, по словам Каабака, рекомендован международным обществом трансплантологов. При трансплантации алемтузумаб используется «офф-лейбл» — когда нет инструкции.