Почему россияне стали меньше жертвовать на благотворительность
Фонд «Нужна помощь» представил результаты исследования отношения интернет-пользователей к деятельности благотворительных организаций. Опрос был проведен летом 2019 года совместно с агентством Tiburon Research. В нем приняли участие интернет-пользователи России в возрасте 18—60 лет, проживающие в городах с населением от 100 тысяч человек.
Люди меньше участвуют в профессиональной благотворительности
Проведенный фондом «Нужна помощь» опрос показал, что люди стали меньше поддерживать работу благотворительных организаций в разных формах (84% в прошлом году и 75% в 2019-м) и реже выражают намерение жертвовать в будущем (85 и 80%). Кроме того, лишь 8% респондентов участвуют в благотворительности ежемесячно.
По словам руководителя отдела исследований фонда «Нужна помощь» Елизаветы Язневич, жертвователи все меньше участвуют в разных формах благотворительности из-за снижения покупательной способности российского населения. Она отметила, что данные опроса фонда коррелируют с данными мониторинга ФОМа (фонд «Общественное мнение». — Прим. ТД) «Индекс потребительских настроений»: летом 2018 года этот индекс упал ниже «нейтральной зоны» (то есть негативные ответы респондентов преобладали) и до лета 2019 года находился в негативной зоне.
«Финансовая устойчивость, оптимистичное видение собственного будущего и экономики страны — это не единственное, что движет людьми, когда речь идет о благотворительности. Однако люди с высоким достатком всегда участвуют чаще. “Нет свободных денег” — всегда вверху списка ответов “почему нет”. И в целом благотворительность пока не входит в число обязательных, привычных трат. А значит, в ситуации экономии она оказывается тем, что может быть отложено на потом», — прокомментировала Язневич.
Онлайн-благотворительность стабильно растет
Интернет-благотворительность развивается стабильно или даже растет, контрастируя с общим снижением. Каждый четвертый респондент (26%) делал онлайн-пожертвования за исследуемый период.
По данным сервиса «Яндекс.Деньги», по самым популярным направлениям работы благотворительных организаций количество пожертвований выросло: +47% в августе 2019 года по сравнению с августом 2018-го — у организаций, занимающихся помощью социально уязвимым группам населения; +122% у организаций, деятельность которых связана с медициной и здравоохранением. Однако несмотря на рост количества пожертвований этим организациям, их средний размер снизился на 24-25%.
Репутация и бренд организации — не основные факторы для жертвователей
Самыми популярными формами участия в благотворительности, по результатам опроса, стали пожертвования в ящики-копилки, эсэмэс-пожертвования, покупки в пользу благотворительной организации. Меньше всего жертвователи участвовали в волонтерской деятельности и организации сбора денег в пользу благотворительной организации.
Репутация НКО не является основным фактором выбора организации для жертвователей — лишь 35% опрошенных обращают внимание на бренд.
«Надо понимать, что репутация и бренд — это отдельная работа организации. А начинается она с достижения определенной узнаваемости через рекламу в СМИ, через участие известных людей не из благотворительности. Далеко не у всех организаций есть для этого ресурсы, поэтому список узнаваемых благотворительных организаций на уровне России в целом невелик», — отметила Язневич.
Она также добавила, что у небольших организаций есть «территориальное» преимущество перед крупными всероссийскими. Они могут познакомиться со своими потенциальными благотворителями лично, и это дает свои результаты. По данным опроса, не менее чем в 40% случаев жертвователи взаимодействовали с организациями своего города (приюты, социальные центры).
В любом случае, говорит руководитель отдела исследований, спонтанный, эмоциональный отклик на просьбу о помощи естественен. Таким образом, маловероятно возникновение ситуации, при которой все 100% жертвователей будут выбирать только организации, о работе которых они предварительно осведомлены. «Хотя уровень осознанности в этом вопросе немного вырос», — подчеркнула Язневич.