В конце декабря Самарская служба переливания крови опубликовала информацию о том, что гомосексуалы не могут становиться донорами и запрет будет действовать для них пожизненно. ЛГБТ-активисты отреагировали на это заявлением в прокуратуру — по закону, с 2008 года кровь в России можно сдавать вне зависимости от ориентации.
«Такие дела» разбирались, есть ли в мире запреты на донорство для гомосексуальных мужчин, кто еще не может сдавать кровь в России и как вообще исследуется кровь, чтобы не допустить заражения при переливании.
Что произошло
На сайте Службы крови Самарской области появилась информация о введении пожизненного запрета на донорство для людей с ВИЧ-инфекцией и лиц из группы риска — гомосексуалов, наркопотребителей, секс-работниц и работников.
Заместитель директора по медицинской части станции переливания крови Елена Кудинова рассказала изданию «Другой город», что у клиники есть база людей, которым пожизненно запрещено сдавать кровь. По словам Кудиновой, гомосексуалы наиболее уязвимы перед ВИЧ-инфекцией и поэтому не могут быть донорами. Кудинова не уточнила, по каким критериям определяется, является ли донор гомосексуалом.
Российская ЛГБТ-сеть назвала этот запрет дискриминацией и нарушением закона и пригрозила жалобами в Минздрав и прокуратуру. В тот же день информацию о пожизненном запрете на донорство удалили с сайта Самарской службы крови. 27 декабря Минздрав сообщил, что информация была удалена, так как ссылалась на уже не действующий приказ «Об утверждении порядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов».
Пожизненный запрет на сдачу крови для мужчин, практикующих секс с мужчинами (МСМ), был законодательно отменен в России в 2008 году. После кампании российских ЛГБТ-активистов Минздрав изменил приказ от 2001 года и исключил гомосексуалов из перечня абсолютных противопоказаний к донорству крови.
По данным Роспотребнадзора, в России зарегистрировано более миллиона людей с ВИЧ. Основным путем заражения стали гетеросексуальные контакты (54,8%). В ведомстве отметили, что ВИЧ все чаще распространяется среди неключевых групп (группами риска считаются наркопотребители, гомосексуалы и работники сферы секс-услуг). Передача вируса человека трансфузионным путем (через кровь) составляет около 2% всех случаев синдрома приобретенного иммунодефицита.
Руководитель ЛГБТ-группы «Стимул» Андрей Петров в разговоре с ТД сказал, что не увидел значимых оснований для запрета гомосексуалам становиться донорами. «С учетом того, какая сейчас в нашей стране эпидемия ВИЧ, можно ввести запрет на донорство абсолютно для всех. Поскольку каждый человек, который живет половой жизнью, входит в группу риска», — заключил Петров.
Запреты на донорство крови в других странах
По данным Всемирной организации здравоохранения, переливание крови является одним из факторов риска для заражения ВИЧ. Запрет донорства для мужчин, практикующих секс с мужчинами (МСМ), встречается во всем мире, но вызывает критику со стороны научных специалистов, профессиональных и правозащитных организаций, а также ЛГБТ-организаций как дискриминационный и устаревший с момента появления точных тестов на ВИЧ и гепатит.
Пожизненный запрет на донорство крови для гомосексуалов в США был установлен в 1983 году из-за эпидемии ВИЧ, но отменен в 2014 году. В 80-х выявлять вирус было сложнее из-за несовершенства анализов, но сейчас ВИЧ обнаруживается в крови через 10-14 дней после заражения, а вся донорская кровь тестируется перед передачей трансфузиологам.
Во многих странах есть рекомендации или временные ограничения на донорство для гомосексуалов. Управление по санитарному надзору за качеством медикаментов США (FDA) утверждает, что правило перерыва в один год после однополого контакта «подтверждается лучшими из доступных научных доказательств». В Канаде в 2019 году этот период сократили до трех месяцев. В Великобритании рекомендованный период тоже составляет три месяца, до 2017 года доноры-мужчины должны были воздерживаться от секса с мужчинами не менее года.
ЛГБТ-активисты, которые добиваются отмены ограничений для доноров, указывают на то, что скрининг должен быть в первую очередь сконцентрирован не на ориентации, а на сексуальном поведении, — многие гомосексуалы в развитых странах занимаются защищенным сексом и состоят в моногамных отношениях. Тем не менее, согласно глобальному отчету UNAIDS за 2018 год, существуют факторы, которые повышают у МСМ риск заражения ВИЧ в 27 раз.
На данный момент полный запрет на донорство мужчинам, которые имеют секс с мужчинами, введен в 19 странах, в том числе в Турции, Украине, Сингапуре, Исландии, Греции, Дании, Австрии и Китае.
Противопоказания к сдаче крови в России
По словам заместителя министра здравоохранения Олега Салагая, в России группы риска были исключены из приказа о донорстве, потому что определить сексуальную ориентацию можно только исходя из сбора анамнеза со слов самого донора. «При этом не нужно забывать, что сегодня кровь обязательно тестируется на гемотрансмиссивные инфекции», — написал Салагай в своем телеграм-канале.
Абсолютные противопоказания к сдаче крови и ее компонентов по данным Службы крови России: ВИЧ-инфекция, СПИД, вирусные гепатиты, сифилис, туберкулез и другие инфекционные и паразитарные заболевания: болезни крови, онкологические заболевания, психические заболевания, наркотическая и алкогольная зависимости, болезни сердца и сосудов, астма, язва желудка, заболевания печени, глазные и кожные болезни.
Временные противопоказания имеют различные сроки в зависимости от причины. Самые распространенные запреты — удаление зуба (10 дней), нанесение татуировки, пирсинг или лечение иглоукалыванием (год), ангина, грипп, ОРВИ (месяц с момента выздоровления), менструация (пять дней со дня окончания), аборт (шесть месяцев), период беременности и лактации (год после родов, три месяца после окончания лактации), прививки.
Кровь не переливается от донора к реципиенту сразу после сдачи и в неизменном виде. Показаний к переливанию цельной донорской крови практически нет, за исключением случаев острых массивных кровопотерь и в терапии гемолитической болезни новорожденных.
Наиболее частым инфекционным заболеванием, осложняющим переливание компонентов крови, является гепатит. Передача гепатита А наблюдается крайне редко. Риск передачи гепатита В и С остается высоким.
Исследование крови
Сначала на вирусы и инфекции (ВИЧ, гепатит B и С, сифилис) тестируется цельная кровь. Серологическое окно (период с момента заражения, во время которого инфекция может не определяться в крови) для выявления ВИЧ в среднем составляет один месяц, но сроки могут варьироваться от трех недель до трех месяцев (по данным Национального медицинского исследовательского центра гематологии).
Гепатит С выявляется в крови спустя месяц после заражения, окно для гепатита B длится три месяца. По словам доктора медицинских наук Алексея Купряшова, заведующего отделением переливания крови в НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, в случае с гепатитом есть опасность не выявить его латентную форму, которая не определяется ни иммунохимическими, ни молекулярно-биологическими методами.
«Если гепатит С не нашли в крови при исследовании этими методиками, это еще не значит, что они отсутствуют в крови. Чувствительность ПЦР (метода полимеразной цепной реакции — прим. ТД) зависит от количества частиц, которые находятся в пробирке. Это даже не концентрация, а абсолютное количество. И если сравнить вирусную нагрузку, которая используется в образце для анализа, то она, конечно, меньше, чем та, которую получит реципиент при переливании от донора. Поэтому компонент может быть инфицирован, но анализы его все равно не выявят.Те сотые доли процента статистики заражений гепатитом через переливание крови происходят именно по этим причинам», — объяснил доктор медицинских наук.
Вирусная инактивация
После сдачи кровь разделяется с помощью центрифуги на эритроцитарную взвесь и на плазму. Эритроцитарную массу переливают вскоре после кроводачи — эритроциты могут сохраняться в течение ограниченного периода времени, поэтому эти компоненты должны быть использованы в течение 49 дней с момента взятия крови у донора. Поэтому в карантин они не помещаются. «Основной средой, передающей инфекционный агент, является плазма. В эритроцитосодержащих компонентах плазмы меньше, соответственно, и общая инфекционная нагрузка будет меньше, чем при переливании плазмы», — говорит Алексей Купряшов. Врач дополняет: даже переливание инфицированных компонентов не всегда приводит к развитию заболевания, так как у реципиента может сработать собственная иммунная система.
Плазма может храниться дольше, но именно в ней содержится большинство инфекций и вирусов, которые могут быть переданы при переливании крови. Поэтому после того, как плазма обследуется и иммунохимическими, и молекулярно-биологическими методами, она отправляется на карантин. В течение 120 дней она хранится в замороженном состоянии и не может быть использована до повторного исследования крови донора на отсутствие инфекций.
Только если все повторные анализы донора через три месяца после донации снова покажут отсутствие инфекций, его плазму будут переливать нуждающимся пациентам. Если донор не приходит через несколько месяцев на повторный анализ, плазму могут утилизировать или подвергнуть вирусной инактивации — процедуре обеззараживания.
Инактивацию рекомендуется применять, чтобы снизить риск передачи вирусов. По словам Алексея Кудряшова, карантин и инактивация плазмы — взаимодополняющие процедуры, поэтому инактивация используется не на всех станциях переливания крови, в том числе из-за дополнительных затрат. Также в рекомендательном порядке она используется для обеззараживания тромбоцитов крови.
Сама процедура представляет собой следующее — в препараты добавляются вещества, которые повышают чувствительность нуклеиновых кислот вирусов к различного рода облучениям (это может быть видимый свет или ультрафиолетовое облучение). В процессе облучения нуклеиновые кислоты разрушаются, а вирусы, которые могли быть в плазме или тромбоцитах, переходят в неактивное состояние.